Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по истории архитектуры и градостроительству

Печать

Архитектура как вид искусства


Искусство архитектуры теоретически понятное и доступное каждому гражданину или сельскому жителю. Фактически далеко не всегда оказывается доступным и понятным в своих проявлениях именно вида искусства. Скорее полезность различных построек и есть то, что прежде всего становится предметом оценки архитектурного объекта. Эта функциональная» понятность и создает завесу в постижении образов архитектурных сооружений как произведений искусства.

Но вместе с тем «... именно способность изображения и отличает художественную архитектуру как искусство от простого строительства. Обыкновенное строение служит практическим потребностям, оно «есть» жилой дом, вокзал или театр; произведение же художественной архитектуры изображает, чем оно «должно быть», раскрывает, выражает свой смысл, свое практическое и идейное название» [1, с.8]. Общепринято, что «Архитектура» - {лат. architectura - строительное искусство} - искусство проектировать и строить здания, сооружения [2, с.67].


«Архитектура искусство возводить постройки, соответствующие определенным целям [жилые дома, общественные, административные, представительские и другие здания], отражающее уровень развития производительных сил и характеризующееся степенью сочетания функционального назначения с эстетической архитектурной формой» [3, с.54]. Еще из трактата Витрувия (1 в. до н.э.) известно, что архитектура триедина: она сочетает прочность пользу красоту. Современные исследователи склоны тоже самое именовать терминами: конструкция, функция, форма. Это триединство и есть главная сложность как в определении архитектуры как вида искусства, так и в его изучении. Как каждый вид искусства архитектура имеет свои цели, выразительные средства, способы, приемы, специфику восприятия, свою историю, наполненную движением от простейших элементарных укрытий до сложнейших построек хай-тека конца ХХ века.

Таким образом, процесс постижения основ знаний об архитектуре, изучения ее истории должен быть адекватен особенностям этого вида искусств. Поэтому задачи изучения архитектуры, совпадая с задачами расширения и углубления общих знаний и представлений об истории, культуре, науке, должны отражать и требование раскрытия роли архитектуры в мировом историко-культурном процессе.


Определение архитектуры как материальной и духовной основы жизнедеятельности человека и общества будет не полным, если не рассмотреть архитектуру как профессиональную деятельность, включающую практическую проектную деятельность, педагогическую деятельность архитектора и научные исследования в архитектуре. Применительно к архитектуре архитектурный образ. Изучение природы, закономерностей и особенностей архитектурного образа представляется основой изучения архитектурного произведения. Реалии мира как строительный материал архитектурного образа, его многозначность и недосказанность, индивидуализированность и обобщение, метафоричность и парадоксальность, ассоциативность, многообразие форм образа и пути их понимания вот те возможные направления вхождения в мир архитектуры, именуемый нередко «второй, искусственной» природой.