Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на билеты по истории искусств - Искуство Др. Египта. Этапы развития, его жанры, своеобразие.

Печать
Индекс материала
Ответы на билеты по истории искусств
Виды и жанры искусства. Их характеристика и своеобразие
Античная Греция
Скульптура
Живопись
Графика
Искусство как художественное отражение действительности
Характеристика эпох и стилей искусства
Творческий замысел, тема и сюжет произведений искусства.
Выразительно-изобразительные средства произведений искусства
Произведение искусства как система художественных образов
Единство содержания и формы художественных произведений
Искуство Др. Египта. Этапы развития, его жанры, своеобразие.
Искусство Эгейского мира; характерные особенности и жанры
Искусство высокой классики Греции и его главные достижения
Искусство Греции: греческая архаика
Искусство периода Римской республики и его лучшие достижения
Искусство Римской империи. Общая характеристика этапов развития и своеобразия.
Особенности Византийской культуры. Синтез восточных и греко-римских традиций.
Искусство Др. Индии: особенность становления и развития
Все страницы

 

Искуство Др. Египта. Этапы развития, его жанры, своеобразие.

 

Эпоха древней цивилизации  охватывает  более  трех тысячелетий. Начало этого периода связано с появлением первых государств в Египте и Шумере (конец 4 т.д.н.э.). Конец эпохи древности совпадает с падением античного Рима и переходом к средневековью (5 в.н.э.). Корни культуры древности лежат в культуре первобытного общ-ва, но эти культуры отличаются друг от друга. С возникновением цивилизации  изменились условия жизни людей – возникли города, появилась письменность, религиозные системы, культовая и светская арх-ра, многожанровая лит-ра, более развитая ск-ра. Гл. особенностью худ-го тв-ва во всех древних цивилизациях - его теснейшая связь с религией и культом. Поэтому памятники ис-ва древности имеют культовый хар-р – это храмы  и святилища, усыпальницы, гробницы, статуи богов, религиозная лит-ра. Основными видами худ. тв-ва в древности были арх-ра и ск-ра. Ар-ра развивалась от подавляющей грандиозности к гармоничности и соразмерности, а ск-ра – от обобщенной безличности и каноничности к отражению индивидуальных и психологических черт личности.

Египетская цивилизации одна из самых древних на земле. Она просуществовала почти три тысячи лет, мало изменяясь.  Др. Египетскую культуру  подразделяют на насколько  этапов: Додинастический период (4 т.д.н.э.); ис-во  Древнего царства (30-23 вв. д.н.э.) – время строительства пирамид;  ис-во Среднего царства (21-18 вв. д.н.э.) - строительство  многоколонных заупокойных храмов и полускальных гробниц; ис-во Нового царства (16-11 вв. д.н.э.) – время отделения гробницы от храма; Позднее время (11-в.-332 г.д.н.э.).  Каждый период – значительный этап в развитии, свои спады и подъемы.

 

 

Египет расположен на северо-востоке Африки.  Территорию кот. он занимает, делят на две части: Верхний Египет – узкая и длинная долина, и Нижний Египет – дельта Нила впадающего в Средиземное море. Своеобразие этой цивилизации объясняется  природными и географическими особенностями Египта.  Ежегодный разлив Нила обусловил появление городов,  возникших как центры управления запрудами. Разливы Нила обусловили появление  календаря и развитее астрономии (определяли время паводка).  Стремление противостоять силам природы привело к появлению магии.  Фараоны имели тайное имя.  Роль магической защиты  играли представления о богах,  отождествляемых с животными – змеями, крокодилами. В хозяйственной жизни центральное место занимало скотоводство. В Египте был культ животных. Обожествляли быка, корову, барана. Бык – бог плодородия (Апис) – черного цв. со светлыми отметинами. Умерших быков бальзамировали и хоронили в больших саркофагах. Египет земледельческая страна, поэтому было обожествление сил природы.  Среди мифов основное место занимали сказания о сотворении мира и людей. О сотворении Солнца.  Египетское государство было основано на двух принципах -  незыблемость и непостижимость, они были опорой египетской верховной власти. Египтяне обожествляли правителей, царя называли Фараоном  - Сыном Солнца. Все это вечно. Но как согласовать могущество и смерть?  Поэтому в Египте был протест против смерти. Появляется вероучение, где умершего  ждет воскрешение. Сын бога Солнца не может умереть. Место его захоронения – гробница – превращается в дом вечности. Нашли способ вечного сохранения тела фараона – мумифицирование. Так возник культ умерших. Этот культ прошел красной нитью через всю египетскую культуру.

Ис-во Др.Египта выросло из идеи Вечной  жизни. Они верили, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («Ка»), соединение с которым означало дальнейшую жизнь. Статуи умирающего заменяли собой тленное тело, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому ск-ра Д.Е., ссамого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точном портретному изображению. Умерший, помещенный в гробницу, как бы переселялся в новый дом. оому ск-ра Д.Е., с самого началВ погребальную камеру помещались мумии и вещи и предметы кот. могли понадобиться в потустороннем мире.  Из-за сухого климата Нильской долины, из-за долговечного материала из которого созданы арх-ра и ск-ра сохранилось много памятников древнеегипетского ис-ва. Арх-ра. Самыми замечательными памятниками египетской арх-ры явл.  пирамиды -  усыпальницы фараонов. Это вера в беспре-дельное могущество богов и их сыновей на земле. Сначала возводились ступенчатые пирамиды (пир. Джосера в Саккаре – 28 в.д.н.э.). Пирамиды с ломаными гранями  в Дашуре. У большинства пирамид квадратное основание и гладкие ровные грани. Пирамиды в Гизе – построенные фараонами 4 династии Хуфу(Хеопс-147 высота), Хафра и Менкаура. Пирамиды – вера в загробную жизнь. Квадрат в плане, стороны – равнобедренный треугольник. Идея – бессмертия, мощи, деспотизма власти фараона. Пирамиды – часть грандиозного ансамбля. В него входили: пирамиды- спутницы (гробницы вельмож)  и заупокойные храмы -  место приношения жертв.  Заупокойные храмы строились в Древней царстве с восточной стороны к пирамиде.

В Среднем царстве – промежуточный тип – небольшая пирамида и скальная гробница. Первым из памят., ознаменовавших поиски новых арх-ных образов – усыпальница-храм Ментухотепа 1(близ новой столицы в Фивах). Нововведения (в период 12 динас.) – колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, пилоны – 2 мощные башни и узким проходом посредине – своеобразный рубеж на пути людей. Кроме усыпальниц строили  величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей.

В Новом царстве – подземные (скальные). Гробницы царей и велич. заупокойные храмы приобрели новый характер. Основное место в них принадлежало колоннадам (поминальный храм царицы Хапшепсут). Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы возводились у подножия гор. Для этого периода – огромный приток богатств, столица – Фивы, велось колоссальное строительство, зодчество пышное. Очень могущественное жречество. Для упрочения власти государство установило единые религ. культы – храмовое строительство посв. заупокойному культу  и богу Амону. Храмовая арх-ра Нового царства  отличается гигантскими размерами и роскошной отделкой – это  Карнакский и Луксорский храмы в честь бога Амона. Наиболее распространенный тип храма с четким прямоугольным планом, делением на 3 части: открытый двор, обнесенный колоннами, колонный зал и святилище. Аллея сфинксов приводила к входу – каменному пилону. Перед пилоном возвышались обелиски и колоссальные статуи фараонов. Вторая половина Нового царства – широкое строительство и в самом Ег. и в покоренной Нубии. Создан целый ряд заупокойных храмов, в том числе и вырубленных в скалах (Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле, гробница  Тутанхамона).

Ск-ра и живопись. Так же связана с заупокойным культом. Неотъемлемую часть храма составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. В Др. Царстве ск-ра была обобщенной или идеализированной. Фараона изображали в расцвете сил, с бесстрастным лицом в позе величавого спокойствия. Статуи были стоящими или сидящие. Для фигур были канонические требования. Стоящие статуи строго фронтальны, напряженно выпрямлены, головы прямо руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть впереди. Одежда мужчин – это короткая набедренная повязка, женщин – длинное облегающее прямое платье. Материалом для статуй были дерево, гранит, базальт, песчаник. Мужские фигуры раскрашивали в кирпично-красный цв., женские в желтый. Был канон в рельефном изображении – голова и ноги в профиль, глаза, плечи, грудь в фас. Важную роль играли рельефы и росписи на стенах гробниц и храмов. Они также были связаны с заупокойным культом. Поясное изображение сцен. В настенных росписях фараон был крупнее всех. Канон распространялся только на фараонов и вельмож, простых людей  изображали свободно. Рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стены. Использовали 2 техники рельефа – барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром. Силуэт всегда ясен и графичен. Использовался принцип фризового сюжета, помогает воссоздать сцену за сценой, различные бытовые эпизоды.

В эпоху Ср. Царства в ск-ре проступают реалистич. черты, повышается внимание к индивидуальным чертам. С 12 династии скульптуры фаранов начали устанавливать в храмах наряду с божествами. Статуи фараонов Сенусерта Ш,  Аменемхета Ш -  точные черты лица и хар-р изображаемого. Изгот. фигурки из дерева, фаянса (писцы, лодочники). В живописи распространяется темпера. Гробницы расписаны цв. рисунками на оштукатуренной стене. Показаны сцены из повседневной жизни людей. Тонко рисовали растения и животных не с натуры, а по памяти. Все росписи обладали поразительной композиционной завершенностью. В эпоху Нов. Царства расцвет ск-ры и жив. Рельефы и роспись насыщены динамикой (мчащиеся колесницы, бег добыги от стрел охотников, скачущие кони). Изображение окружающего мира 9быт знати, охота, пиры). Усложняется композиция, разнообразнее движение фигур, богаче колорит (розовато-фиолет, золотистые, голубые). Гл. роль играют фиванские мастера, они украшают храмы статуями, рельефами и настенными росписями. В росписях привлекают внимание детали, изысканность, показаны одежды, прически. Круглая скульптура - также изменения. Тела более гибкие, пластичные. Исчезла условность в передаче цвета при окраске человеческого тела. В Амарский период – фараон Эхнатон,  появились новые веяния. Эхнатон провел религиозную реформу, т.е. запрет старых богов и замена их богом Солнца Атоном. В ис-ве отход от канонов. Рельефы и живописные полотна из дворца фараона изображают его, его жену  Нефертити и их детей, их фигуру свободны и естественны. В ис-ве Амарны впервые появляется пейзаж, прославляется красота природы.  Этот период продлился 25 лет. Потом вернулись прежние традиции.

 

Письмен. и лит-ра. В др. Царстве возникла письменность (иероглифическая). Было скорописное (жреческое) письмо и курсивное. Материал для письма был камень и папирус. Письмо считалось искусством.  Некоторые ученые полагают, что из египетской письменности возник финикийский алфавит, из него греческий, далее латинский. Египетская лит-ра древнейшая в мире. В Др.Ц. - жанры: сказки, повести, гимны, мифы, биографии. В Ср.Ц. расцвет лит-ры. Черты: образный язык, яркие метафоры,  художественное богатство.»Сказка о правде и кривде». Особое место занимала религиозная лит-ра: «Книга мертвых», «Тексты пирамид».  После завоевания Египта Алекс. Македонским египетское ис-во постепенно сливалось с эллинистическим.  Был основан город  Александрия  где царствовала последняя египетская династия фараонов греко-македонского происхождения. Но традиции Египта столь сильны, что все завоеватели Египта строили свои храмы в «египетском стиле» и изображали себя в костюмах, позах, с жестами древних фараонов. Элементы орнаментики, символика, ск-ра Др.Египта широко применялись на территории Римской империи. Оказало большое влияние на персидское греческое искусство и ис-во Нового времени. ОСОБЕННОСТИ: культура Египта тесно связана с религией и заупокойным культом. Искусство основывалось на идее вечной жизни. Характерные черты:  неизменность форм, каноничность, монументальность, декоративность. Формы и виды древнеегипетского искусства – архитектура (пирамиды, храмы, гробницы), скульптура, рельеф, прикладное искусства.