Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на билеты по истории искусств - Искусство Греции: греческая архаика

Печать
Индекс материала
Ответы на билеты по истории искусств
Виды и жанры искусства. Их характеристика и своеобразие
Античная Греция
Скульптура
Живопись
Графика
Искусство как художественное отражение действительности
Характеристика эпох и стилей искусства
Творческий замысел, тема и сюжет произведений искусства.
Выразительно-изобразительные средства произведений искусства
Произведение искусства как система художественных образов
Единство содержания и формы художественных произведений
Искуство Др. Египта. Этапы развития, его жанры, своеобразие.
Искусство Эгейского мира; характерные особенности и жанры
Искусство высокой классики Греции и его главные достижения
Искусство Греции: греческая архаика
Искусство периода Римской республики и его лучшие достижения
Искусство Римской империи. Общая характеристика этапов развития и своеобразия.
Особенности Византийской культуры. Синтез восточных и греко-римских традиций.
Искусство Др. Индии: особенность становления и развития
Все страницы

 

Искусство Греции: греческая архаика

 

Этапы истории греческого искусства:

1. Гомеровская Греция (11-8 вв. до н.э.)

2. Архаика (7-6 вв. до н.э.)

3. Классика (ранняя, высокая, поздняя)(5-4 вв. до н.э.)

4. Эллинистический (конец 4-1 вв. до н.э.)

 

ГОМЕРОВСКАЯ ГРЕЦИЯ (11—8 вв. до н. э.)

Древнейший период развития греческого ис­кусства носит название гомеровского, по имени Гомера, легендарного автора эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», описавшего это время.

Греческое общество гомеровского периода со­храняло еще родовой строй, хотя уже создавались условия для развития имущественного неравенства и рабства.

Именно в эту пору сложились основы гречес­кой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стрем­ления, героические подвиги.

Архитектура и изобразительное искусство не достигли тогда высоты художественного совер­шенства эпической поэзии. Зародившаяся в гоме­ровский период монументальная архитектура, сохранившаяся в развалинах, представляет собой переработку типа микенского мегарона. Однако в целом утонченный динамичный образный строй искусства эгейского мира был чужд соз­нанию древних греков.

Су­ществовала примитивной греческой скульпту­ры культового назначения - грубо обработанные идолы из дерева или камня. В большом количестве найдены ста­туэтки из глины, бронзы или кости.

С развитием ремесел расцветают прикладные искусства, в частности керамика и вместе с ней вазопись. На  вазах преобладал геомет­рический орнамент. Разнообразные формы отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта. Поясной орнамент наносился темно-коричневым ла­ком по желтому фону глиняного сосуда, покры­вая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность - дипилонские вазы (культовое назначение); кроме геометрического орнамента, в их декорировке встречаются растительные орнаменты. Важное место занимает мотив плетенки-меандра (применялась и в дальнейшем).

 

АРХАИКА (7—6 вв. до н. э.)

Период архаики отмечен важнейшими сдвигами в истории и искусстве Греции. В это время складывается рабовладельческое общество, фор­мируются греческие города-государства. Развиваются научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступа­ет на путь своего первого расцвета.

 

Архитектура. Рост городов вызывает расши­рение строительства. В этот период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитекту­ры. Еще в глубокой древности был создан тип здания - храм, посвященный богам или обожествленным героям, центр важнейших событий общественной жизни города. Храм был хранилищем общественной казны и художест­венных сокровищ, площадь перед ним часто являлась местом собраний, празднеств. Храм воп­лощал идею единства, величия города-государства, его незыблемость. Храм возводился в центре городской площади или на акрополе, занимая господствующее место среди построек города; главным фасадом он был обращен на восток, к утреннему солнцу. Греческий храм посвящался богу — покровителю города, но носил общест­венный, земной, человеческий характер, разви­тие греческой религии шло ко все большему очеловечению ее образов.

Простейшим и древнейшим типом каменного (из известняка или мрамора) архаического храма был так называемый «храм в антах». На его фасаде между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны. Такой тип храма» был рассчитан на восприятие с одного фасада.

Более совершенным типом храма был прос­тиль, на переднем фасаде которого размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.

Классическим типом греческого храма стал периптер (оперенный) — храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех сторон колоннадой. Он торжественно строг и прост.

Основные элементы храма просты и органи­чно связаны с самой конструкцией здания. Они происходят от деревянных построек с глино­битными стенами. Отсюда идут: двускатная крыша, балочные перекрытия. Прообразом ко­лонны были деревянные столбы.

В результате длительной эволюции сложилась ясная и цельная архитектурная си­стема, которая позднее, у римлян, получила на­звание ордера, что означает порядок, строй. В более узком смысле ордер — порядок соотношения и распо­ложения колонн и лежащего на них антабле­мента (перекрытия), система, при которой раз­личаются несущие и несомые части — колонны и антаблемент.

В эпоху архаики греческий ордер сложился: в двух вариантах — дорическом и ионическом. Дорический ордер был связан с областями мате­риковой Греции, ионический — с культурой островной и малоазийской Греции. Дорический ордер, по мнению греков, вопло­щал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический ордер был легок, строен и наряден. Не случайно впоследствии иногда в дорическом ордере колонны заменялись или до­полнялись мужскими фигурами (атлантами), в ионическом ордере — женскими (кариатидами).

Дорический храм  имел массивное  каменное основание — стереобат, который обычно состоял из трех ступеней. Верхняя ступень и вся поверх­ность стереобата называется стилобатом и слу­жит как бы постаментом для храма. В плане — это прямоугольник. На нем размещался собст­венно храм. Храм со всех сторон окру­жен колоннадой, которая поддерживала и тор­жественно несла на себе тяжесть перекрытия верхней части здания (опорные балки и кар­низ). Над перекрытием, поднималась кровля из черепицы или мраморных плиток.

Важнейшей частью Ордера была колонна как основная несущая его часть. В дорическом ор­дере колонна не имеет базы и стоит прямо на стилобате. Ее пропорции обычно приземисты и мощны. Колонна состоит из сужающе­гося кверху ствола, прорезанного желобками (каннелюрами), и капители, завершающей ствол. Капитель составляют эхин — круглая ка­менная подушка и абака - невысокая плита, принимающая давление антаблемента.

Антаблемент складывается из архитрава (бал­ки, которая лежит на колоннах и несет всю тя­жесть перекрытия), фриза и карниза. Антаблемент завершается карнизом. Треугольники под двускатной крышей на пе­реднем и заднем фасадах — фронтоны, а также метопы, коньки и углы крыш украшались скульптурами.

 

Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, чем дорическая колонна. Она имеет базу, а эхин ее капители образует два изящных завитка — волюты. Архитрав разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется легче. Фриз сплошной лентой опоясывает весь антаблемент. Карниз богато декорирован.

Позднее, в эпоху классики, получил развитие третий ордер — коринфский, близкий к ионическому и отличающийся от него еще большей стройностью, вытянутостью и легкостью колонн, увенчанных   пышной   корзинообразной   капителью из растительного орнамента — листьев аканфа. Система греческих ордеров и ее эле­менты нашли широкое применение в дальнейшем не только в архитектуре античного мира, но и в эпоху Возрождения, в сооружениях барок­ко и классицизма.

Ранние архаические храмы имели грузные пропорции, иногда были слишком вытянуты в длину. Со временем они становятся более гар­моничными, пропорциональными. (Дорический храм Аполлона в Коринфе, ионический храм Артемиды в Эфесе).

Как дорические, так и ионические храмы, строившиеся в период архаики часто из извест­няка, раскрашивались, в основном красной и си­ней красками. Это придавало более праздничный вид храму, подчеркивая архитектонику его частей.

 

Скульптура. Скульптура архаики развивалась сложными путями. Вплоть до сер. 6 в. до н. э. создавались статуи богов, мало расчлененные, строго фронтальные, словно застывшие в торжественном покое (статуи «Артемида» с острова Делос и «Гера» с острова Самос).

Высшим достижением греческой скульптуры - разработка образа человека в статуях богов и богинь, героев, а также вои­нов — куросов.

Образ куроса - сильного мужественного героя - был порожден в Греции развитием гражданского са­мосознания человека. Выдвижение в качестве героя наря­ду с богами также и человека — атлета и вои­на - свидетельствовало о том, что скульптура приобретала общественно-воспитательное зна­чение. Куросы исполнены энергии и жизнера­достности, обычно они изображены идущими или шагнувшими. И хотя так же, как в древнево­сточной скульптуре, шаги даны еще условно (обе ступни приставлены к земле), в статуях куросов ощутима скрытая действенная сила.

К сер. 6 в. до н. э. в статуях ку­росов точнее вырисовывается строение тела, мо­делировка форм, лицо оживляется улыбкой. Эта так называемая «архаическая улыбка» носит условный храктер. И все же она выражает состояние жизнерадост­ности и уверенности.

Одним из достижений архаического искусства Афин были найденные на Акрополе статуи прекрасных девушек (кор) в наряд­ных одеждах. Их стройные фигуры правильны по пропорциям, нежные лица оживлены ясны­ми, чуть удивленными улыбками.

 

Вазопись. Подлинные произведения древне­греческой живописи до наших дней почти не до­шли. Судить о них помогают сохранившиеся в большом количестве расписные керамические вазы. Период архаики был временем расцвета художественных ремесел, особенно керамики. Греческие вазы были чрезвычайно разнообразны по фор­ме и размерам, предназначались для различных вещей; большие амфоры с узким горлышком и двумя ручками для хранения вина и масла, гидрии с тремя ручками для перенесения воды, стройные узкие лекифы для благовоний, из ши­рокого килика пили вино. По сравнению с гоме­ровским периодом формы ваз стали строже и совершеннее. Размещение росписей на вазах и их компози­ционный строй тесно связаны с пластической формой.

В период архаики наибольшее распростра­нение получила так называемая чернофигурная вазопись. Формы орнамента заливались черным лаком и хорошо выделялись на красноватом фоне обожженной глины. Иногда для достиже­ния большей выразительности по черным силуэ­там процарапывались либо прорисовывались тонкими белыми линиями  отдельные  детали