Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на билеты по истории искусств. Часть 2 - Искусство итальянского барокко ХУП вв.: особенности развития и характеристика специфических черт.

Печать
Индекс материала
Ответы на билеты по истории искусств. Часть 2
Древний китай
Период Чжаньго
Средневековый Китай (4-19 вв.)
Искусство Древней Японии в его главных достижениях.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ИСКУССТВА ЭЛЛИНИЗМА
Эллинистическая Греция
Характерные черты и основные направления развития искусства дороманского периода.
Характерные черты и отличительные особенности искусства романский период
Средневековое западноевропейское искусство как особая ступень ми­рового художественного развития
Леонардо да Винчи
Рафаэль Санти
Микеланджело Буонарроти
Джорджоне, Тициан
Позднее Возрождение. (с 40-х гг. 16в.)
Специфика развития художественного стиля Нидерландов в эпоху Возрождения.
Искусство итальянского барокко ХУП вв.: особенности развития и характеристика специфических черт.
Расцвет испанского искусства XVII века
Основные черты развития фламандского искусства XVII века.
Специфика развития голландского искусства XVII века
Рёйсдал
Харменс ван Рейн Рембрандт
Все страницы

 

Искусство итальянского барокко ХУП вв.: особенности развития и характеристика специфических черт.


Разница в понимании места, роли и возможностей человека и отлича-ет искусство XVII столетия от Ренессанса. Мировоззрение Ренессанса строилось, прежде всего, на безгра­ничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека-героя, в то, что человек - мера всех вещей. Возрождение дало нам примеры объединения науки и ис-ва в одной творческой индивидуаль­ности. Мировоззрение XVII в. пронизано ощущением тра­гического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место, подчинен среде, общ-ву, гос-ву.

Эпоха Нового времени была богата соц.-эконом. событиями, это породило новое мироощущение. Для духовной жизни 17 века большое значение  имели  Вел-кие географические и естественные научные открытия: плавание Колумба в Америку,  открытие Васко да Гаммой морского пути в Индию, кругосветное путешествие Магеллана, открытие Коперником движение Земли вокруг Солнца, исследования Галилея, Ньютона. Новые  знания  изменили представления о неизменной гармонии мира. То, что раньше  казалось вечным, теперь  кажется  неустойчивым. Новое мировосприятие проявилось особенно в художественной культуре:  все необычное, призрачное, неясное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое – скучным и неинтересным. Возник новый стиль – Барокко (ит. - странный, причудливый). Характеристика стиля - причудливый, динамичный, неспокойный, богато декорированный. Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе, несоеди-нимые элементы. Черты мистики, фан­тастичности, иррациональности, повышенной экспрессии удивительно уживаются в нем с трезвостью и приземленностью, с истинно бюргерской деловитостью.Величавость, сдержанность, статичность искусства Ренессанса сменяются любовью к динамике. На смену ренессансному чувству меры и ясности приходит искусство, построенное на контрастах, асимметрии, искусство, тяготеющее к грандиозности, перегружен­ности декоративными мотивами. Барокко тяготеет к ансамблю, к организа-ции пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, партеры, бассейны, боскеты; городские и загород-ные резиденции построены на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению.

Барокко в живописи предпочитает линии живописное пятно, массу, светотеновые контрасты, с помощью которых и лепится форма. Оно нарушает принципы прямой линейной перспективы.

Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоратив-ная живопись и скульптура, находящиеся в тесной зависимости от архитектуры, парадный, репрезентативный портрет становятся основными видами искусства барокко. Развиваются натюрморт и пейзаж, анималистический жанр.

Церковь стремилась распространить свое влияние на все сферы жизни, архитектура  как самый доступный для обозрения вид искусства стала мощным средством воздействия. Богослужения были торжественны, сопровождались духовной музыкой, декор храма был очень пышным (скульптура и живопись). Цель - привести верующих в экстаз. В архитектуре мы видим  пространственную динамику, плас-тику масс, переизбыток форм. В архитектуре нет строгой геометрии.  Здания барокко живописны, скульптурны. Стиль барокко был в арх-ре  тех гос-в, где господствовала католическ. церковь: Италия, Испания, Австрия, Германия, Чехия, Польша.

Центром развития нового искусства барокко на рубеже XVI-XVII столетий был Рим. Архитектура этого города в XVII в. пред­ставляется типичной для эпохи барокко. Мастера барокко порывают со многими художественными тра­дициями Возрождения, с его гармоничными, уравновешенными объемами. Архитекторы барокко включают в целостный архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы. Доменико Фонтана применяет впервые в истории градостроительства трехлучевую систему улиц.

На смену статуе как организующему площадь началу приходит обелиск с его динамичной устремленностью ввысь, а еще чаще - Фонтан, обильно украшенный скульптурой -фонтан Тритона на площади Барберини и фонтаны 4 рек и Мавра на площади Навона (Бернини).В эпоху раннего барокко не столько были созданы новые типы дворцов, вилл, церквей, сколько усилен декоративный элемент: изменился интерьер, усложнился декор порталов, много внимания стали уделять внутреннему двору, дворцовому саду. Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем. В период зрелого барокко, со 2/3 XVII в., более пышным становится архитектурный декор. Украшается не только главный фасад, но и стены со стороны сада.

 

В культовом зодчестве зрелого барокко пластическая выразительность и динамичность усиливаются. Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (с появлением органа - и музыки).

Самым тесным образом с архитектурой связана скульптура. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны. В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Художни­ком, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Архитектор и скульптор римских пап. Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декора­тивные работы, которые велись по украшению столицы. Благодаря церквам, построенным по его проекту, католи­ческая столица и приобрела барочный вид. В Ватиканском дворце Берни­ни оформил королевскую лестницу, связывающую папский дворец с собором. Ему принадлежит типичнейшее создание ба­рокко - статуи, рельефы, кафедра в главном алтаре и надгробия собора св. Петра. Но главное создание Бернини - это площадь перед собором: грандиозная колоннада собора св. Петра и оформление гигантской площади собора. Глубина площади - 280 м; в центре ее стоит обелиск, фонтаны по бокам подчеркивают поперечную ось, а сама площадь образована мощнейшей колоннадой из четырех рядов колонн тосканского ордера в 19 м высотой, составляющей строгий по рисунку, незамкнутый круг.Бернини был не менее знаменитым скульптором. Он обращался к сюжетам как античным, так и христианским. Но его образ Давида, например, звучит иначе, чем у Донателло или Микеланджело. «Давид» Бернини - это «воинствующий плебей», бунтарь, в нем нет ясности и простоты, классической гармонии Высокого Ренессан­са. Его тонкие губы упрямо сжаты, маленькие глаза зло сузились, фигура предельно динамична. Бернини создал множество скульптур. алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (плошадь Барберини, площадь Навона и др.). Везде проявляется их связь с архитектурной средой. Бернини работал по заказу католической церкви. Поэтому в его алтарных образах всегда четко выражена опреде­ленная религиозная идея («Экстаз св. Терезы» в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме).

Бернини - создателем барочного портрета: это изображение парадное, театрализованное, декоративное, но общая парадность изображения не заслоняет в нем реального облика модели (портреты  Людовика XIV).

В живописи Италии на рубеже XVI-XVII вв. возникают два главных художественных направления: одно связано с творчеством братьев Карраччи и получило наименование «болонского академиз­ма»,другое - с ис-вом одного из самых круп. худ-ков Италии XVII в. Караваджо.

Братьями Карраччи в 1585 г. в Болонье была основана академия, в которой художники обучались по определенной программе. Отсюда и название - «болонский академизм».

Принципы болонской Академии, которая явилась прообразом всех европейских академий будущего, прослеживаются на творче­стве самого талантливого из братьев - Аннибале Карраччи (1560-1609) - тщательно изучать натуру. Он считал, что натура несовершенна и ее нужно преобразить, облагородить для того, чтобы она стала достойным предметом изображения в соот­ветствии с классическими нормами. Братья Карраччи - мас­тера монументально-декоративной живописи. Самое знаменитое их произведение - роспись галереи палаццо Фарнезе в Риме на сю­жеты овидиевых «Метаморфоз». Аннибале Карраччи явился также создателем героического пейзажа, т. е. пейзажа идеализированно­го, выдуманного, ибо природа, как и человек (по мнению болонцев), несовершенна, груба и требует облагороженности, чтобы быть представленной в искусстве. Это пейзаж, развернутый при помощи кулис в глубину, с уравновешен-ными массами деревьев и почти обязательной руиной, с маленькими фигурками людей, чтобы подчеркнуть величие природы. Колорит болонцев: темные тени, локальные, четко по схеме расположенные цвета, скользящий по объемам свет.

 

Микеланджело Меризи, прозванный Каравадж, - художник, давший наименование мощному реалистичес­кому течению в иск-ве, которое обрело последователей во всей Западной Европе. Единственный источник тем своего искусства, - это окружающая действительность. Реалистические принципы Караваджо делают его наследником Ренессанса, хотя он и ниспровергал классические традиции. Метод Караваджо был антиподом академизму, и сам художник бунтарски восставал против него, утверждая свои собственные принципы. Отсюда обращение к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов, изображениями которых Ка­раваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистиче­ского духа («Лютнист», «Игроки»).

Но главными для мастера остаются темы религиозные - алтарные образа, - которые Караваджо воплощает очень достовер­но. В «Евангелисте Мат­фее с ангелом» апостол похож на крестьянина, у него грубые, трудовые руки, морщинистое лицо напряжено от непри­вычного занятия - чте­ния.

У Караваджо сильная пластическая лепка фор­мы, он накладывает кра­ску большими, широкими плоскостями, выхватывая из мрака светом наиболее важные части компози­ции. Все это создает атмосферу внут­ренней напряженности, драматизма, взволнован­ности и большой искренности. Караваджо одевает своих героев в современные одежды, помещает в простую, знакомую зрителям обстановку, чем добивается еще большей убедительности. Произ­ведения Караваджо порой были так реалистичны, что заказчики отказывались от них, не усматривая в образах должного благочестия и идеальности.

Пристрастие к натуралистическим деталям, к достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драма­тичны и возвышенны («Положение во гроб»). Для зрелого творчества мастера характерны монументальность, величествен­ность композиций, скульптурность формы, классическая ясность рисунка. Вместе с тем градации света и тени становятся мягче, Цветовые нюансы - тоньше, пространство - воздушнее («Успе­ние Марии», 1606). Картина не была признана заказчиком из-за реалистической трактовки сцены (ее облик заставляет думать не о блаженном вознесении на небеса, а о страдальческой жизни и тяжелой, мучительной смерти).

Искусство Караваджо породило и истинных последователей его художественного метода, получившего название «караваджизма», и поверхностных подражателей, усвоивших лишь внешние приемы. Влияние Караваджо испытали молодой Рембрандт, в Испании - Веласкес, Рибера, Сурбаран.