Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на билеты по истории искусств. Часть 2 - Харменс ван Рейн Рембрандт

Печать
Индекс материала
Ответы на билеты по истории искусств. Часть 2
Древний китай
Период Чжаньго
Средневековый Китай (4-19 вв.)
Искусство Древней Японии в его главных достижениях.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ИСКУССТВА ЭЛЛИНИЗМА
Эллинистическая Греция
Характерные черты и основные направления развития искусства дороманского периода.
Характерные черты и отличительные особенности искусства романский период
Средневековое западноевропейское искусство как особая ступень ми­рового художественного развития
Леонардо да Винчи
Рафаэль Санти
Микеланджело Буонарроти
Джорджоне, Тициан
Позднее Возрождение. (с 40-х гг. 16в.)
Специфика развития художественного стиля Нидерландов в эпоху Возрождения.
Искусство итальянского барокко ХУП вв.: особенности развития и характеристика специфических черт.
Расцвет испанского искусства XVII века
Основные черты развития фламандского искусства XVII века.
Специфика развития голландского искусства XVII века
Рёйсдал
Харменс ван Рейн Рембрандт
Все страницы

 

Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669) родился в Лейдене. Лейденским периодом его творчества - это время становления ху­дожника, наибольшего увлечения его Караваджо, манера мастера в этот период была еще суховатой, а толкование сюжетов - нередко мелодраматическим. Это период, когда он впервые обращается и к офорту.

В 1632 г. Рембрандт уезжает в Амстердам. 30-е годы - время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца большая заказная картина 1632 г. - груп­повой портрет, известный еще как «Анатомия доктора Тулпа», или «Урок анатомии». На полотне люди объединены между собой действием, все представлены в естественных позах, их внимание обращено на главное действующее лицо - доктора Тулпа, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц. Рембрандт не боится реалистических деталей, он умеет избегнуть натурализма. В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйленборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начи­нается самый счастливый период его жизни. Он становится знаме­нитым и модным художником.

Весь этот период овеян романтикой. Живописец как бы специ­ально Он намерено стремится в своем творчестве уйти от тусклой бюргерской повседневности и пишет себя и Саскию в роскошных нарядах, в фантастических одеждах и головных уборах, создавая эффектные композиции. В сложных поворотах, позах, движениях - общее - радость бытия. Это настроение выражено в одном автопортрете 1634 г. и в портрете с Саскией на коленях, а также в изображении Саскии в образе Флоры. Феериче­ский, сказочный мир... Язык барокко наиболее близок выражению приподнятого настроения. И Рембрандт в этот период во многом находится под влиянием итальянского барокко.

В эти же 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Офорты Рембрандта - это в основном библейские и евангельские сюжеты, но в рисунке, он часто обра­щается и к жанру.

Рубеж раннего периода и творче­ской зрелости - «Ночной дозор» (1642) - групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока. В нем Рембрандт отошел от привычной композиции группового портрета - изображения пирушки, во время которой происходит «представление» каждого из портретируемых. Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину: на всех лежит выражение общей энергии, патриотического подъема, торжества гражданского духа.

Но само это настроение было чуждо бюргерской Голландии середины века, не отвечало вкусам заказчиков, а живописные приемы шли вразрез с общепринятыми (не все лица заказчиков прорисованы, появление в картине посторонних - маленькой девочки). Все здесь вызывало недоумение и раздражение публики. С этой картины начинается и углубляется конфликт художника общества. Со смертью Саскии в этом же 1642 году произошел разрыв Рембрандта с чуждыми ему патрицианскими кругами.

40-50-е годы - это пора творческой зрелости. Изменилась ни только внешняя жизнь Рембрандта, изменился прежде всего он сам. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. Уже и тогда было высказано в этом образе главное: чувственное начало, языческое, в какой-то степени «тициановское». Это некрасивое тело было передано предельно реалистично. Но Рембрандта не устраивала внешняя правда. Обратившись к картине в 40-е годы, художник усилил эмоциональное состояние. Изменилась и манера письма. Огромную роль стал играет свет, этот свет воспринимается как выражение человеческого чувства.

В 40-50-е годы - тема материнской любви, сострадания. Наибольший ма­териал ему дает Священное Писание, а из него - сцены жизни святого семейства. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоми­нают нам о том, что это не обыкновенная семья. Огромную роль в картинах Рембрандта играет светотень.

Большое место в творчестве Рембрандта занимает пейзаж, как живописный, так и графический (офорт и рисунок) («Пейзаж с мельницей»).

Последние 16 лет - наиболее трагические годы жизни Ре­мбрандта. Но живописные образы, созданные в этот период, исключительные по монументальности характеров и оду­хотворенности, произведения глубоко философские и высокоэти­ческие. Главными выра­зительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого.

Портреты позднего Рембрандта сильно отличаются от портретов 30-х и даже 40-х годов. Эти предельно простые (поясные или поколенные) изображения людей, близких художнику своим внут­ренним строем. Автопортреты: около 100. После праздничных портретов 30-х годов перед нами предстает другая трактовка образа: полный высокого достоинства и необычайной простоты человек в расцвете сил.

В годы зрелости (и основном в 50-е годы) Рембрандт создал свои  лучшие офорты. В графике Рембрандта в полной мере проявился демократизм его мироощущения («Слепой Товит», «Снятие с креста», «Положе­ние во гроб», «Поклонение пастухов», «Три креста»). Он много занимается рисованием (2000 рисунков).

Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знамени­тую картину «Блудный сын» (около 1668-1669) - предельная напряженность чувств, душевное по­трясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родитель­ская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния. Колористическое единство особенно поражает.

Рембрандт имел огромное значение на искусство.

В последней четверти XVII в. начинается упадок голландской живописной школы, потеря ее национальной самобытности, а с начала XVIII столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма.