Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на билеты по истории искусств. Часть 2 - Искусство Древней Японии в его главных достижениях.

Печать
Индекс материала
Ответы на билеты по истории искусств. Часть 2
Древний китай
Период Чжаньго
Средневековый Китай (4-19 вв.)
Искусство Древней Японии в его главных достижениях.
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ДОСТИЖЕНИЯ ИСКУССТВА ЭЛЛИНИЗМА
Эллинистическая Греция
Характерные черты и основные направления развития искусства дороманского периода.
Характерные черты и отличительные особенности искусства романский период
Средневековое западноевропейское искусство как особая ступень ми­рового художественного развития
Леонардо да Винчи
Рафаэль Санти
Микеланджело Буонарроти
Джорджоне, Тициан
Позднее Возрождение. (с 40-х гг. 16в.)
Специфика развития художественного стиля Нидерландов в эпоху Возрождения.
Искусство итальянского барокко ХУП вв.: особенности развития и характеристика специфических черт.
Расцвет испанского искусства XVII века
Основные черты развития фламандского искусства XVII века.
Специфика развития голландского искусства XVII века
Рёйсдал
Харменс ван Рейн Рембрандт
Все страницы

Искусство Древней Японии в его главных достижениях.

 

Истоки японского искусства восходят к 4 тыс. до н. э. Но наиболее значительный вклад Япо­ния внесла в мировую культуру в эпоху сред­невековья (с 6-8 вв. н. э. до се­редины 19 в).

Вступление Японии в эпоху феодализма было обусловлено пробуждением экономической и духовной жизни страны и ее активными взаи­мосвязями с соседними государствами - Китаем и Кореей. Культура средневековой Японии име­ет много общего с культурой этих стран, а гос­подствующая в Китае и Корее буддийская ре­лигия с 6 в. стала государственной религией Японии, слившись с древним культом поклоне­ния природе (синтоизмом). По представлению др. японцев, божества не имели зримого облика, а воплощались в саму природу – не только в Солнце и Луну, но и в горы и скалы, реки и водопады, деревья и травы. Иноземные воздей­ствия, в соединении с местными народными традициями, изменяясь, способство­вали созданию оригинального и высокого по своему уровню искусства. Декоративная яркость сочеталась со строгим ла­конизмом. Недаром именно в Японии возникла формула: «Все из­лишнее безобразно».

Истоки яп. культуры – в глубокой древности. Самые ранние произведения – к 4-2 тыс. до н.э.. Наиболее плодотворный период – Средневековье (6-19 вв.)

 

Архитектура. Своеобразие архитектуры Япо­нии обусловлено особенностями длительного периода феодализма и специфическими природ­ными условиями страны. Она отличается устойчивостью основных конструктивных прин­ципов и традиционных приемов.

В Японии, где исстари ощущался недостаток пригодной для жизни земли, где природа одновременно щедра и вероломна, люди  научились использовать про­странство с максимальной экономичностью и целесообразностью. В отличие от других стран Востока японская архитектура прошлого лише­на тяги к грандиозности, соразмерна человеку, проста и графична по своим линиям. Главным строительным материалом издревле служило дерево. Из дерева возводились легкие построй­ки, основой которых служит каркас. Между домом и землей - пространство для изоляции от влажности. Столбы, на которые опиралось здание, помогали ему выдерживать подземные толчки. Стены, не имеющие опор­ного значения, могли быть легко раздвинуты, заменены более прочными на холодное время или сняты. Вместо окон на решетки стен натягивалась белая бума­га, пропускающая в помещение ровный мягкий свет. Широкий карниз крыши предохранял сте­ны от сырости и от палящих солнечных лучей. Внутреннее помещение имело скользящие стены - перегородки, благодаря которым можно было создавать то одну, то несколько изолированных комнат.

На основе древнейшей традиции народного зодчества был сооружен храмовый ансамбль в Исэ (основан в 1-е века нашей эры, пере­страивается каждые двадцать лет, точно повто­ряя ранее созданный образец). Он состоит из двух отдален­ных друг от друга, но одинаковых комплексов, посвященных — один богине солнца, другой богине плодородия. Конструкции предельно просты и функциональны. Недаром ансамбль в Исэ пользуется славой храма архитектуры.

С 6-7 вв. в Японии начали сооружать буд­дийские храмы. Тип этих построек, сформиро­вавшихся в Китае и Корее, имеет и свои особен­ности. Они ясно видны в буддийском ансамбле Хорюдзи (нач. 7 в.) близ Нара. Окраска колона красным лаком, изогнутые края черепичных крыш, каменная платформа, на которой возве­дены постройки явились новшеством в японском зодче­стве. Внутри двора помещаются Кондо (Золотой зал) и 5-тиярусная пагода (32 м). Он значительно миниатюрнее, чем пышные храмы Танского Китая.

Создание самых мощных буддийских ансамб­лей восходит к 8 в. (утверждение феодального государства) и появления первой японской столицы – Нара. Ансамбль Тодайдзи.

В 794 г. – столица Хэйан-кё (ныне Киото). В это время наряду с буддий­ским достигло большого расцвета и светское дворцовое зодчество. Павильон Феникс (1053).

Вступление Японии в этап зрелого феодализ­ма в конце 12 в. и образование феодальной иерархии с военной властью во главе ознамено­вались новыми тенденциями в зодчестве. На протяжении 13-16 вв. парадный стиль синдэн сменился более простым и интимным стилем сёин, отличительным признаком которого стала большая утилитарность. Здания разбивались на небольшие помещения. В комнатах появились ниши, где помещался живописный свиток, в сте­ны встраивались книжные полки. Пол устилал­ся циновками. Началось строительство загород­ных резиденций, полудворцов-полухрамов, по­добных небольшому трехэтажному Золотому храму (Кинкакудзи, 14 в.), названному так из-за золотого цвета крыши и стен. Еще более приближен к природе так называемый Серебряный павильон (Гинкакудзи, 15 в.) с легкими скользящими перегородками, заменившими стены, что способствовало полно­му слиянию интерьера с садом.

Своеобразный вид японского искусства - оформление многообразных по стилю декора­тивных садов - тесно связан с задачами зодче­ства 14-15 вв. Он возник под влиянием пан­теистического учения буддийской секты Дзэн, отождествлявшего Будду со всем мирозданием.

«Сухие сады», состоящие только из гальки и камней, примером которых может служить сад монастыря Рёандзи в Киото, воспроизводили на маленьком клочке земли картину большого ми­ра.

На небольшом участке земли художник искусно располагал деревья, кустарники, камни, что у человека, смотрящего на них, создавалось впечатление далекого пространства. Главные элементы – камни и вода (настоящая или символическая в виде песка или гальки).

Другая разновидность яп. садов – тянива («чайные сады»), связанные с культом чая и чайной церемонией. Для церемонии стали строить небольшие павильоны напоминающие сельский домик или хижину. К павильону обычно вел специально разбитый сад. Стремились создать атмосферу покоя, отрешенности от повседневной суеты.

16-17 вв. ознаменовались строительством крупных садово-парковых дворцовых ансамб­лей, отличавшихся свободной асимметрией плана. Наиболее выдающийся из них загородный ансамбль Кацура близ Киото. 17 в. - за­ключительный этап расцвета феодального зодчества - отмечен также и строительством пыш­ных, затейливо-орнаментированных храмовых сооружений, а также мощных крепостных замков феодалов, имевших оборони­тельное значение (Замок Белой цапли).

 

Скульптура. Первые образцы японской пла­стики восходят к 3-5 вв. н. э. Это полные жи­вой непосредственности разнообразные глиня­ные фигурки воинов, жрецов, слуг, животных, составлявшие неотъемлемую часть царских курганов.

Буддийская скульптура 6-7 вв., привнесен­ная с континента, предназначалась для храмов. В главном здании Харюдзи - Кондо помещалась бронзовая скульптурная группа. Это изображение Будды на ло­тосовом троне, с нимбом, олицетворяет идею милосердия. Простота и строгость геометрических линий, фронтальность и симметрия, вытянутость про­порций, отсутствие интереса к чувственной кра­соте напоминает произведения ки­тайской пластики периода Вэй.

В 8 в. с укрупнением храмов, расширением их интерьеров изменился и облик буддийской пластики, умножилось количество статуй. В ка­честве материалов употребляются бронза, лак, дерево и глина. В 743 г. начали сооружать колоссальную статую Будды, предназначенную для храмового ансамбля Тодайдзи.  Статуя 16 метров.

В 9-10 вв. существенно изменились образы буддийской скульптуры. Появились многоголовые и многорукие статуи, а также божества с устрашающими лицами, вздыбленными волосами и сверкающими глазами. Излюбленными материалами этого времени ста­ли дерево и лак. Все статуи раскрашивались. Гротескные маски со­провождали пышные ритуальные храмовые ми­стерии и танцы.

Последней и завершающей эпохой расцвета яп. скульптуры были 12-13 вв. – время, когда к власти пришло самурайское сословие с его идеалами силы и мощь. Мастера – Ункэй и Кайкэй – авторы колоссальных 8-иетровых статуй божеств-охранителей (ансамбль Тодайдзи).

Интерес к реальному человеку проявился в портретном жанре. Распространение получили портреты дзэнских монахов и крупных политических дея­телей, входивших в ранг святых или особо почи­тавшихся. Созерцательность, отрешенность от мира вместе с острой индивидуализацией лиц характеризуют суровые образы этого времени.

 

Живопись. Японская живопись очень разнообразна не только по содержанию, но и по формам: это настенные росписи, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки на шелке и бумаге, альбомные листы и веера.

Собственно японская школа жи­вописи Ямато-э складывается лишь в 11-12 вв. Живописцы Ямато-э расписывали ширмы, со­здавали на горизонтальных свитках иллюстра­ции к литературным произведениям. Живлпись того времени передавала не действие, а состояние души.

Интерес к изображению действия, битв, быто­вых сцен и индивидуальных характеров прояв­ляется в 13-14 вв. в многометровых свитках живописи эмаки. Одновременно развивается портретная живопись. В 14-15 вв. (воздействие учения секты Дзэн с особым вниманием к природе) развивается пейзажная живопись.15-17 вв. - время интенсивного развития мо­нохромной (черной) пейзажной живописи тушью «суйбо-ку» (на вертикальных и горизонтальных свит­ках) и сложения разных художественных школ. Помимо монохромных свитков, в 16-17 вв. возникли и яркие декоративные росписи на раз­движных ширмах, веерах, панно, украшающих стены дворцов и храмов.

 

Ксилография. Замечательным завоеванием японского искусства была ксилография, возник­шая в 18 в. - 1-ой половине 19 в..   В это время традиционная живопись по­степенно приходит в упадок, зарождается более демократическая, доступная на дереве - кси­лография.

Нарядная и яркая, напечатанная большим тиражом, гравюра служила и театральной афи­шей, и книжной иллюстрацией, и поздравитель­ной картинкой, и украшением быта. Впервые актеры и гейши, прачки за стиркой белья, ре­месленники за работой стали героями японско­го искусства. Гравюра выполнялась нескольки­ми людьми. Художник подготавливал рисунок, резчик резал доски для каждого цвета, печат­ник печатал.  Сначала гравюра была однотонной, и ее раскрашивал от руки сам художник. Постепенно усложняется техника и об­разное содержание гравюр. Они становятся лиричней. Изобрели печать в 2 цвета, а в 1765 г.художник Судзуки Харунобу впервые применил многоцветную печать.

Все гравюры делились на 2 группы:  театральные, на которых изображали актеров японского классического театра Кабуки в различных ролях, и бытописательные, посвященные изображению красавиц и сцен из их жизни. Самый знаменитый мастер театральной гравюры - Тесюсай Сяраку, очень ярко передавал характерные черты. Женские портреты - Китагава Утамаро. Он создатель женских образов, воплощавших национальный идеал красоты. В его картинах нет действия, его героини как бы застыли на мгновение.

Самым известным мастером гравюры конца 18 в. – 1-ой половины 19 в. был гениальный художник - Кацусика Хокусая. Чрезвычайно разнообразный по творческому диапазону, Хокусай оставил грандиозное количество произведений: поздра­вительных картинок, гравюр на темы древних легенд и, главное, великолепных пейзажей своей страны. Мастер черпает из прошлого принципы изображения природы. Будучи уже 70-лнетным стариком, он создал одно из самых замечательных произведений – серию «36 видов Фудзи». Показывая гору Фудзи – национальный символ Японии – из разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа а их единстве. Достигнув своей вершины в творчестве Хо­кусая, гравюра во второй половине 1Я в. клони­лась к упадку и возродилась лишь уже на но­вом этапе.

 

Прикладное искусство. Взаимодействие при­кладного искусства Японии с другими видами искусства были необычайно тесным. Одни и то же мастера изготовляли расписные и инкрустированные лаковые шкатулки, создавая станко­вые живописные произведения, иллюстрирова­ли книги, расписывали керамические сосуды, веера и кимоно, раздвижные ширмы и стены дворцов, занимались икэбаной.

Миниатюрная скульптура – нэцкэ получила широкое распространение в 18-перв. пол 19вв. как один из видов ДПИ. Фигурки (брелки) из слоновой кости и дерева, метал, лака. Нэцкэ - искусство городского сословия, массовое и демократичное. Сюжеты: фигурки «7 богов счастья», 2 уточки—символ семейного счастья растрескавшийся баклажан со множеством семян - больш. муж. потомство, темы быта (бродячие актеры и фокусники, уличные торговцы, женщины, странствующие монахи, борцы).

Важнейшими особенностями восточного менталитета являются стремление человека к гармонии с природой.  Соединение двух начал - мира природы и мира человека - стало доминантой японской культуры на всем протяжении ее развити

 



 

Боксерские перчатки где купить дешево. Купить профессиональные боксерские перчатки.