Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на билеты по “Истории и теории театра” - Билет № 5

Печать

Билет № 5

1. Драмасюжетное произведение в разговорной форме (диалоги) для представления на сцене. В основе – конфликт (личного, бытового или социального плана). Различают: социальную драму (конфликт между личным и общественным или между представителями различных сословий), психологическую драму  (конфликт характеров и интересов). Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон, П. Корнель, А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский и др.

Трагедия - (буквально – песнь козлов), один из основных жанров театрального искусства. Трагедия – драматургическое или сценическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами, неизбежно ведущий к гибели героя. Цель трагедии: катарсис (достижение нравственного очищения, через сопереживание положительному герою). Основоположники: Эсхил («Орестея»), Софокл («Эдип, царь», «Антигона»), Еврепид («Медея»), У. Шекспир («Отелло», «Король Лир») и др..

Комедия – драматическое произведение имеющее игровой, мнимый конфликт, комедийный пафос, осмеивает пороки общественной жизни, быта, нравов людей. Различают: комедия дель арте (действующие лица – маски, присутствует сюжет, импровизация, буффонада. Мольер, Гольдони, Гоцци), комедии «плаща и шпаги» (комедия положений, изображается жизнь и похождения испанских дворян. Лопе де Вега, Кальдерон), комедия характеров (конфликт между героями разных социальных положений. Мольер «Мещанин во дворянстве»), комедия нравов (конфликт в конкретной бытовой обстановке. Островский «Свои люди - сочтемся»), комедия-сказка (К.Гоцци «Любовь к 3 апельсинам», «Турандот»). Представители: Аристофан («Лисистрата», «Лягушки»), Лукиан («Похвала мухе»), Лопе де Вега («Собака на сене»), Шекспир («Сон в летнюю ночь») и др.

Водевильвид «комедии положений» (комический эффект возникает преимущественно из неожиданных поворотов сюжета) с песнями-куплетами, романсами и танцами. Представители русского водевиля: А. А. Шаховской, Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, Н. А. Некрасов и др.). Классики жанра Э. Скриб, Э. М. Лабиш.

2. Станиславский К.С. (1863–1938) - русский актер и режиссер, теоретик сценического искусства. Родился в Москве. Принадлежал по рождению и воспитанию к высшему кругу русских промышленников. После окончания Лазаревского института  начал службу в семейной фирме. В семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный для театральных представлений зал, в имении – театральный флигель. Сценические опыты начал в домашнем Алексеевском кружке. Усиленно занимался пластикой и вокалом с лучшими педагогами, учился на примерах актеров Малого театра. Где-то в 25 лет Станиславского избирают членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нем консерватории. В  Обществе искусств руководил режиссерской частью. Поставил спектакли «Уриэль Акоста» Гуцкова, «Отелло», «Польский еврей» Эркмана-Шатриана, «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Потонувший колокол» и др.

Московский художественный театр, открылся в 1898 премьерой «Царя Федора Иоанновича» А.К.Толстого. Началом Художественного театра считают встречу его основателей К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. На этой встрече, они обсуждали основы будущего дела, вопросы чистого искусства, художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, и т.д.

Первоначально назывался «Художественно-Общедоступного», но из-за цензурных ограничений и финансовых затруднений, вызвавших повышение цен на билеты, из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Главной задачей МХТ, по мысли его создателей, был поиск сценического воплощения новой драматургии, не находящей понимания в старом театре. Планировалось обращение к драмам Чехова, Ибсена, Гауптмана. В первый период своего существования  МХТ был преимущественно театром современной драматургии.

Первым спектаклем был «Царь Федор». Спектакль поражал зрителей своей исторической и бытовой правдой, живостью массовых сцен, смелостью и новизной режиссерских приемов. Однако рождением нового театра его создатели считали постановку «Чайки» Чехова. Театр нашел своего Автора, именно в чеховских спектаклях произошло открытие театральной системы, определившей театр XX века, пришло новое понимание сценической правды, поворачивающее внимание актера и режиссера от реализма внешнего к внутреннему реализму, к проявлениям жизни человеческого духа. В работе над пьесами Чехова определился новый тип актера, сложились новые принципы режиссуры, создания «настроения», общей атмосферы действия, определились новые сценические средства передачи скрытого за словами содержания («подтекст»). МХТ впервые в истории мирового театра утвердил значение режиссера – автора спектакля, интерпретирующего пьесу в соответствии со спецификой своего творческого видения. МХТ утвердил новую роль сценографии в спектакле.