Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на билеты по “Истории и теории театра” - Билет № 8

Печать

Билет № 8

1. У. Шекспир (1564 - 1616) английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения. Все творчество Шекспира можно разделить на 3 периода:

1. 1592 – 1600 (оптимистический) – оптимизм, господство светлых, жизнеутверждающих настроений – комедии «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего». Господствующее начало – фортуна, удача, связанное с представлением о том, что в жизни нельзя все предугадать и учесть. К этому периоду относятся исторические хроники («Генрих IV», «Ричард III» и др.). Основная тема хроник – феодальные смуты и распри, оканчивающиеся в конце концов сплочением наций и торжеством абсолютной власти. Также относится трагедии «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь».

2. 1601 – 1608 (трагический) – период сомнения в себе и в миропорядке, напряженные размышления о смысле человеческого существования. Преобладающий жанр – трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» и др. Суть трагедий в столкновении гуманистических чувств и благородной души с пошлостью и низостью. Герои воспринимают мир как находящийся в стадии катастрофы, распада всех ценностей и устоев. Следование всем естественным порывам человеческой природы, уже не является гарантом счастья. Человек освобождается от всех иллюзий, приходит к пониманию своей незначительности, неприкрепленности к земле. За эти годы он пишет лишь две комедии: «Конец – делу венец» и «Мера за меру», причем вторая из них фактически относится к драме.

3. 1608 – 1612 (романтический) – трагикомедии, пьесы с драматическим содержанием, но с неизбежным трагическим концом – «Зимняя сказка», «Буря». Шекспир не изображает типичных жизненных положений, он переносит читателя в мир воображения. На поэтическом фоне показывается столкновение человеческих чувств, которые всегда оканчиваются благополучно.

Для творчества Шекспира всех периодов характерно гуманистическое миросозерцание: глубокий интерес к человеку, к его чувствам, стремлениям и страстям, скорбь о страданиях и непоправимых ошибках людей, мечта о счастье для человека и всего человечества.

2. Система Станиславского, условное название сценической теории и режиссерско-актерского метода, разработанных знаменитым русским режиссером, актером, педагогом и театральным деятелем К.С.Станиславским (1863–1938).

Основным результатом спектакля, поставленного «по системе», является достижение полной психологической достоверности актерских работ. Общим местом стал термин Станиславского «искусство переживания», противопоставляемый «искусству представления».

Основу системы составляют объективные закономерности сценического творчества, заложенные в органической природе артиста.

Инструмент актера – его внутренние (психические) и внешние (физические) данные, называемые Станиславским «элементами творчества». Тело актера, голос, темперамент являются его орудием труда. Профессиональное сценическое действие возможно лишь при условии полного владения всем спектром своих психофизических данных. К элементам творчества Станиславский относит: органы восприятия – зрение, слух и т.д.; воображение; логичность и последовательность действий и чувств; память на ощущения; сценическое обаяние; чувство перспективы действия и мысли; мышечная свобода; пластичность; владение голосом; чувство фразы; ощущение характерности; умение действовать словом; восприятие партнера и воздействие на него; и т.д. Постоянное совершенствование этих элементов составляет содержание «работы актера над собой» предполагающую ежедневный тренинг и муштру, направленные на совершенствование актерской техники. Владение своим «инструментом» – психофизикой – позволяет актеру полноценно и профессионально работать на сцене вне зависимости от вдохновения, а вернее – входить в нужное творческое состояние именно тогда, когда это необходимо. Только на основе базовых постоянных занятий актерской техникой возможна полноценная «работа актера над ролью».

Ключевыми понятиями в работе над ролью и спектаклем стали определения «действенного анализа», «сквозного действия», «сверхзадачи».

Действенный анализ роли означает сближение и взаимопроникновение индивидуальностей актера и персонажа. Сквозное действие – логическая цепочка, непрерывное действие в смысловой перспективе спектакля. Контрсквозное действие осуществляется либо в столкновении персонажей, либо в преодолении героем своих внутренних противоречий. Сверхзадача – общая творческая, смысловая, нравственная и идеологическая цель, объединяющая весь постановочный коллектив и способствующая созданию художественного ансамбля и единого звучания спектакля.