Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по искусствоведению. Часть 2 - Ведущие направления в изобразительном искусстве Западной Европы ХХ в

Печать

Ведущие направления в изобразительном искусстве Западной Европы ХХ в


В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие:

Модернизм — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.

Наиболее яркие направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX в.: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм.


Фовисты
не имели собственной теории, манифеста. Участников группы объединяло только стремление к изобразительным экспериментам с цветом. Для фовистов характерно стремление к яркому открытому цвету, который они широко использовали в жанре пейзажа.

Дадаизм возник в Швейцарии в среде интеллигенции, склонной в своем протесте против войны к своеобразному художественному эпатажу Основателем дадаизма - поэт Т. Тцара. Дадаисты своими скандальными театральными постановками пытались сломать устоявшиеся представления о существующих видах и жанрах искусства.

Сюрреализм - авангардистское направление в XX в, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Его автор французский поэт А. Вретон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга.

Экспрессионизм - направление в искусстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Начало новому направлению положила деятельность художников дрезденской группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хекель, О. Мюллер и др. Главная его черта - обостренно-контрастное видение мира.

Супрематизм - разновидность абстрактной живописи, основу составляет комбинация из простейших геометрических элементов. Основоположником супрематизма считается К. Малевич. Его знаменитая картина-тезис «Черный квадрат» стала своеобразным манифестом Супрематизма.

Постмодернизм - понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры.

Изобразительное искусство XX века. Основные направления.

Искусство модернизма именуется авангардом. В изобразительном же искусстве Франции, особенно в живописи, уже с самого начала XX в. обозначился отход от реализма. Франция явилась родиной фовизма, кубизма и его разновидности - пуризма, она дала своих дадаистов, сюрреалистов, абстракционистов. Менее всего во Франции получили развитие футуризм и экспрессионизм. Самым талантливым из фовистов был несомненно Анри Матисс. Среди авангардистских направлений начала XX столетия, возможно, одним из самых сложных и противоречивых является экспрессионизм. Экспрессионизм сложился в Германии. Своими предшественниками экспрессионисты считали бельгийского художника Джеймса Энсора с его основным мотивом творчества — масками и скелетами, выражением ужаса перед действительностью. Становление другого направления авангардизма — кубизма — началом можно считать появление произведения Пикассо «Авиньонские девушки» (1907—1908).

В отличие от кубистов футуристы активно вмешивались в общественную жизнь. Недаром вождь футуризма Маринетти в годы фашизма сближается с Муссолини. Другой основоположник абстракционизма — Василий Кандинский (1866—1944) создал свои первые «беспредметные» произведения еще раньше кубистов. «Черный квадрат» Малевича вошел в историю как наивысшее выражение крайностей модернистского искусства. Направление в абстракционизме —лучизм —возглавляли Михаил Ларионов и Наталия Гончарова. По Ларионову, все предметы видятся как сумма лучей. Задача художника — поиск и фиксация пересечения сходящихся в определенных точках лучей. В феврале 1916 г. В Цюрихе эмигрантская богема организовала артистический «Клуб Вольтера». Его основателем был поэт Тристан Тзара, румын по происхождению, который, найдя в словаре слово «дада» — игра в лошадки, дал название «дадаизм». Первыми сюрреалистами в живописи были: Андре Массон (быстрые наброски животных, растений, каких-то фантастических декоративных форм); Хоан Миро (подражание детскому рисунку, мир, увиденный как сквозь микроскоп). Термин «поп-арт» (народное, популярное искусство, а точнее — «ширпотреб-искусство») возник в 1956 г. и принадлежит критику Лоуренсу Элоуэйю. Поп-арт представляет собой коллажи, комбинации из бытовых вещей на холсте. К середине 60-х годов поп-арт сдает свои позиции искусству оп-арт, оптическому искусству. его основоположником Виктор Вазарелли. Смысл оп-арта—в эффектах цвета и света, проведенных через оптические приборы на сложные геометрические конструкции.