Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по искусствоведению. Часть 2 - Искусство Голландии XVII в. (

Печать

 

Искусство Голландии XVII в. ("малые голландцы", Рембрандт)


Главное достижение голландского искусства XVIIв.—в станковой живописи. Картины изображают голландский быт. Создателей бытовой живописи получили наименование «малых голландцев», за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин. Но главной темой «малых голландцев» является не крестьянский, а бюргерский быт. Обычно это изображения без какой-либо увлекательной фабулы. В картинах этого жанра как будто ничего не происходит. Женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют.

Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Отсюда широкий диапазон живописи по видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Была даже специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи (Арт ван дер Нер), «ночные пожары» (Экберт ван дер Пул), пейзажи зимние (Авер-камп), корабли на рейде (Я. Порселлис), равнинный пейзаж (Ф. Конинк); натюрморты — «завтраки» (П. Клас и В. Хеда) или изображение цветов и фруктов (Б. ван дер Аст, Я. ван Хейсум), церковные интерьеры (А. де Лорм) и пр. Живопись на евангельские и библейские сюжеты представлена также, но далеко не в таком объеме, как в других странах, равно как и античная мифология.

Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669) родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. Большая заказная картина 1632 г.- «Урок анатомии». На полотне люди объединены между собой действием, все представлены в естественных позах, их внимание обращено на главное действующее лицо — доктора Тулпа, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц. В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи и попадает в патрицианские круги. Живописец в творчестве уходит от тусклой бюргерской повседневности и пишет себя и Саскию (жену) в роскошных нарядах, в фантастических одеждах и головных уборах ( в стиле барокко).В 30-е годы занимается графикой, прежде всего офортом - в основном на  библейские и евангельские сюжеты. В  период творческой зрелости (40—50-е годы) переделывает свои многие («Даная»)Огромную роль в картинах играет светотень — основа его художественной структуры. Большое место занимает пейзаж, как живописный, так и графический (офорт и рисунок). Последние 16 лет - Рембрандт разорен, не имеет никаких заказов, у него нет собственного дома, он потерял всех близких, любимых людей, и даже ученики предают его. Но в эти годы созданы произведения глубоко философские и высокоэтические. Рембрандт оставил после себя 2000 рисунков. Эпилогом творчества можно считать знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669),. сюжет библейской притчи о беспутном сыне, после многих скитаний возвратившемся в отчий дом.