Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по искусствоведению. Часть 2 - Испанская живопись XVII-XVIII вв. (Эль Греко, Веласкес, Сурбаран, Гойя)

Печать

 

Испанская живопись XVII-XVIII вв. (Эль Греко, Веласкес, Сурбаран, Гойя)


До второй половины XVI в. Испания была художественной провинцией, её живопись известна в основном по работам слабых подражателей мастерам эпохи Возрождения. Большинство испанских художников настороженно воспринимали античное наследие, считая языческой культурой, которая ничему не может научить христианского мастера. Деятельность испанских живописцев жёстко контролировалась инквизицией (например, запрещалось писать обнажённое женское тело, в изображениях Богоматери и святых женщин нельзя было показывать их ноги). Тем не менее почти все великие мастера Испании творили именно в конце XVI — XVII вв. Не случайно этот период называют золотым веком испанской живописи.

Эль Греко (1541—1614). Итальянцы и испанцы называли Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства. Произведения Эль Греко, написанные на религиозные сюжеты, проникнуты философскими размышлениями о судьбах людей. О жизни Эль Греко известно крайне мало, сведения о нем скудны и отрывочны. Многие картины считаются его предположительно.

ВЕЛАСКЕС, Родригес де Сильва, Диего1599- испанский живописец. Происходил из небогатой дворянской семьи. Он писал без предварительного наброска, прямо на холсте. Картины с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, («Завтрак», ок. 1617—1618, Санкт-Петербург, Эрмитаж; 1618—1619, «Водонос», ок. 1621; обе — Лондон). К жанру бодегонов близки и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос в доме Марфы и Марии (ок. 1620, Лондон. Портретировал в 1630—1640-х короля, сановников, друзей, учеников. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Серо-коричневый фон кажется воздушным, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. В Портрете римского папы Иннокентия X (1650, Рим) скрытые качества натуры раскрыты так ярко, что, принимая портрет, Иннокентий X воскликнул: "Слишком правдиво!". Главные создания позднего периода — крупномасштабные композиции Лас Менинас (Фрейлины, 1656, в инвентарях XVII и XVIII вв. картина обозначалась как Семья, Семья Филиппа IV), Пряхи (1657; обе — Мадрид, Прадо).

Сурбаран Франсиско (крещен 7.11.1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос) - испанский живописец. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614). Особенно характерны для композиции на темы из житий святых, трактованные как сцены монастырского быта ("Молитва св. Бонавентуры при выборе папы Григория Х", см. илл.). В период творческого расцвета (1630—40-е гг) создавал суровые, монументальные и лаконичные образы, драматически-напряженные и вместе с тем благородно сдержанные в своих чувствах. В 1650-х гг. в его произведениях появились черты эмоциональной взволнованности, экстатического или смягчённо-лирического толка ("Распятие", начало 1660-х гг., Эрмитаж, Ленинград). Кроме религиозных композиций, писал также мифологические сцены, портреты и натюрморты.

Гойя Франсиско Хосе де, испанский живописец, гравер. Он происходил из семьи ремесленника-позолотчика. Писал портреты, картины на религиозные, мифологические, бытовые и исторические сюжеты, выполнял стенные росписи и картоны для шпалер, был мастером офорта, литографии, рисунка. Свободолюбивое искусство отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), портреты («Семья короля Карла IV», 1800), росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид,), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. 1814).