Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Художники и их творчество. Ответы на экзамен - Творчество Дмитрия Левицкого

Печать

Творчество Дмитрия Левицкого

 

Дми?трий Григо?рьевич Леви?цкий (около 1735—1822) - русский живописец украинского происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета. Левицкий Дмитрий Григорьевич, русский живописец-портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А.П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (1752 - 1755). Около 1758 переехал в Петербург. 1770-е - начале 1780-х гг.- период расцвета творчества Левицкого. Уже в портрете А.Ф. Кокоринова (1769 - 1770, Рус. музей, Ленинград), за который художник получил звание академика, Левицкий выступает мастером парадного портрета, добивающимся эффектности композиции, интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности позы и жестов. В этом и других произведениях (портреты: Н.А. Сеземова, 1770; П.А. Демидова, 1773) общая торжественность в традициях позднего барокко часто сочетается с неожиданными чертами естественности и обыденности; трезвая зоркость во взгляде на модель, идущая от мастеров украинского портрета 17 - 18 вв. и Антропова, соотносится с острым восприятием материальности аксессуаров. В серии парадных портретов воспитанниц Смольного ин-та (ок. 1773 - 1776) Левицкий создал галерею образов изящных, кокетливых девушек, музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. За театральным маскарадом он сумел увидеть свежесть чувств и живость характеров. Эту серию отличает изысканная декоративность колорита (с богатством взаимопроникающих золотисто-палевых, оливково-зелёных, розовых, чёрных и серебристо-серых оттенков) и известная плоскостность пространств, решения, не нарушающая, однако, рельефности фигур. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью художеств, средств отмечены интимные портреты Левицкого; они лишены внешних атрибутов и исполнены в свободной пастозной манере, создающей ощущение живой плоти (Д. Дидро, 1773 - 1774; Н.А. Львова, 1773 - 1774; М.А. Дьяковой, 1778; священника, возможно отца, 1779; Я.Е. Сиверса, 1779.; И.М. Долгорукого, 1782). С начала 1780-х гг. в творчестве Левицкого сказывается влияние классицизма: в портретах Урсулы Мнишек (1782.), Екатерины II (1783; варианты 1780-х гг. и 1790) тонкая нюансировка сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов, появляется заглаженность письма. В последнем портрете (его программа была разработана Н. А. Львовым) воплощено отвлечённое представление о "мудрой монархии", господствовавшее в круге Г.Р. Державина, к которому Левицкий был близок.
Со 2-й половины 1780-х гг., в период нарастающей неудовлетворённости Левицкого рационалистическими идеалами просветителей, его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портреты: дочери Агаши в рус. нар. костюме, 1785.; В.И. и М.А. Митрофановых, 1790-е гг.). Однако и в поздние годы Левицкий создаёт ряд высокохудожественных произведений (портреты: дочерей А. И. Воронцова, ок. 1790,; неизвестного со сфинксом, 1790-е гг.). После 1800 из-за болезни глаз Левицкий почти не работал. Творчество Левицкого - одно из лучших проявлений русской художественной культуры 2-й половины 18 в., его преподавательская деятельность (в 1771 - 1787 он возглавлял портретный класс АХ) оказали значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов (В. Л. Боровиковского; учеников Левицкого - П. С. Дрождина, Е. Д. Камеженкова, Л. С. Миропольского и др.).