Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по курсу “Теория и история искусств”

Печать

Эстамп, Уголь, Каллиграфия


Эстамп (франц. estampe, от итал. stampa — печать, оттиск), литографский или гравюрный отпечаток, являющийся станковым произведением художественной графики. Э. называют обычно подписной оттиск с печатной формы, выполненной самим художником (реже — мастером-гравером или литографом).

Гравюра (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок (см. Гравирование) и печатания с них оттисков. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённая Г.: нередко к Г. относят и литографию («плоская Г.»), создание которой не связано с процессами гравирования. Г. использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда также цвет) и применяется в характерных для графики целях — для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и др. печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведений прикладного назначения и т. д. Специфические особенности Г. заключаются в её тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах.

 

Уголь относится к самым старым рисовальным материалам. Природный уголь получают обжигом прутьев вербы, винограда и т.д. при высокой температуре без доступа воздуха. Древесина обуглится, а отдельные веточки остаются целыми, ими можно рисовать сразу после обжига. Искусственный уголь получают из черного пигмента с наполнителями и иногда сажей. Можно встретить уголь, спрессованный в равномерные палочки или вклеенный в корпус карандаша. По сравнению с углем из вербы искусственный уголь более темный и насыщенный, он создает шелковые оттенки черного цвета. Характерный жирный уголь можно сделать и дома, пропитав угольные палочки растительным маслом (например, рафинированным льняным маслом).

Уголь – это быстрый, линейный и чувственный рисовальный инструмент. Он может создать, как выразительные, так и мягкие линии, гибкость которых непревзойденна. Характер и воздействие угольного штриха определяется способом ведения угля. Проводим, например, углем по бумаге в направлении вниз – получаем сплошную, контролируемую линию. Проводим углем в направлении вверх – создаем линию более глубокую и насыщенную.

Углем можно создавать мягкие и проработанные тоновые эффекты различными способами. При обычном тонировании уголь использует зернистость бумаги. Сплошная градация тонов достигается смягчением и засветлением угольных штрихов, которые получают стиранием пальцем или теркой.

Отличительные особенности техники, обеспечившие масляной живописи широкую область применения в изобразительном искусстве: радикальным отличием старой техники от новой была способность масла давать соединение одних цветов с другими, и пропуская свет сквозь многочисленные тонкие красочные слои, давать искрящийся и насыщенный цвет. Тогда как темпера не позволяла смешения и поэтому тонкие тональные переходы были чертой творчества высочайших мастеров. к тому же темпера в отличие от масла могла быть наложена лишь очень тонким слоем, для получения насыщенного цвета нужно было сушить, а затем накладывать новый слой краски.


Каллиграфия (греч. kalligraphia — красивый почерк, от kallos — красота и grapho — пишу), искусство красивого и чёткого письма. История К. связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. К. не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика К. тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах К. ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа.

К. – пр-ие, где комический эффект создается преувеличением характерных черт. Карикатура не существует сама по себе, а имеет целью прояснить, проиллюстрировать общественные явления, литературу. В чистом виде к. появляется во 2ой половине 18 века, но еще в древнем риме есть такие явления, которые с натяжкой можно назвать к.(комедии плавта с рабом-интриганом) сохранились «к» леонардо да винчи, которые не по назначению, а по худ приемам были таковыми.

Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифты создаются художниками в соответствии: с образным замыслом; с требованиями единства стиля и графической композиции; с конкретными смысловыми и художественно-декоративными задачами; с прикладными задачами.

Выбор доски и ее обработка.  Липа, но может быть ель, ольха или кипарис. мелкослойная – т е такие тонкие, что почти однородные. дерево раскалывается колуном по толщине до 5 см, чаще 2-2,5.рубят зимой и выдерживают 25 лет . сучки вырезаются, т к они дают осушку, и вставляется деталь такого же размера. Шпонки: накладные(набиваются на гвозди в потай) и врезные: -торцевая (15-16) -трапециевидная – ласточкин хвост (17),карасики и сковородочки - встречные (конец 17),высокие, становятся низкие в «подлицо» - оч редкая – круглая сплошная Левкасы для темперной живописи. до 15 в –алебастр, после – мел. нагревают до 200 градусов. при смешивании с водой левкас быстровысыхающий. с клеем не смешивают, а ждут пока осядет, иначе образуются пузырьки. Заполировать суконкой или мокрой пемзой. Припорох, прориси (для больших заказов) – строгановское личное и сийское собрание – изданы в 17веке. графья. дионисий и ф грек писали без графьи. Палитра средневекового художника. чистые тона в баночках. темперные краски. для получения более сочного тона их смешивают.  Основные краски . охра, зелень,белила,чернь(сажа по ченино ченнини год трется) Мюнхенская шкала красок. Идя навстречу разрешению этих вопросов, Мюнхенское Общество художников и фабрикантов красок выработало две минимальные шкалы: одна из них - шкала нормальных красок дает перечень прочных красок, смешение коих между собою обеспечивает прочное соединение, и другая шкала - ненормальных красок дает перечень красок, которые употреблять вообще не следует. Подготовка досок к грунтовке, наложение паволоки.  И-ты – шархебель – рубанок с полукруглым лезвием, древние инструменты для зачистки – скобель и топор. Ковчежек делается для сохранности изображения , чтобы рука не мешала. высота углубления – лузга.1,5см. Расчерчиваешь сетку стороной полсантиметра Проклеивание мездровым (кожа кролика и овцы), рыбий клей – с 18 века. клей горячий Полировка суконкой,далее наклеиваниеь Паволоки

Знаменование рисунка, перевод увеличение и уменьшение рисунка, графья. Доличное письмо: золочение и раскрытие иконы. 1на мордан :олифа сиккатив и лак; монетка молотком вытягивается до 1м, режется на лоскутики 10на10см и делаем книжечку. это – сусальное золото .наложено на папиросную бумагу. матовое. 2 на полимент.п.  – кусок красной охры. смешанный с белком и немного жира. дает блестящее золочение. яйцо должно протухнуть двое суток. потом смешивают с наскобленным полиментом. золото на бархатной подушечке. кусочки оттуда переносятся на широкой длинноволосой лопаточке, предварительно смазанной жиром с головы. Подпуск – спиртом. зуб волка или агатовый камень. 3 на камедь – сок вишни, тутовника. творится золото. и акварелью. Разделка доличного, инокопь, ассист.  Инокопь – густая клейкая смесь из чеснока или черного пива с красной краской. наносится на места где будет высветление, ассист. Личное письмо, санкириние, вохрения. Баночки пополам Поправка описи и росписи, закрашивание полей, отводка и опушка, венчики и надписи на иконе.  Экзедра – обводка фигуры темно-черно-красным. Рефть – легкий тон .жженная скорлупа Олифление иконы, лакировка и полировка.