Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по производственной безопасности - Эргономические показатели

Индекс материала
Шпаргалки по производственной безопасности
Негативное влияние производственной среды на человека
Основная задача категорирования и классификации производственных объектов
Понятие риска. Соотношение риска и опасностей
Концепция приемлемого (допустимого) риска
Управление риском
Травматизм на производстве
Безопасность
Основные требования обеспечения безопасности на стадиях создания и проектирования
Процессы производственные. Общие требования безопасности
Средства контроля, управления и противоаварийной защиты производственного оборудования
Износ оборудования
Защитные устройства (средства защиты) производственного оборудования
Условия труда и их гигиеническая оценка
Умственный труд, его особенности
Промежуточные виды труда и процессы лежащие в его основе
Тяжесть и напряженность труда как количественные меры разных форм труда
Фазы работоспособности и выносливости человека
Антропометрические характеристики человека
Эргономические показатели
Общие характеристики анализаторов
Характеристика кожного анализатора
Структура психической деятельности человека
Деятельность и труд
Особенности групповой психологии
Электроустановки
Классификация и схемы электрических систем с напряжением до 1000 В
Анализ электробезопасности различных электрических сетей
Обеспечение защиты персонала от поражения электрическим током
Молниезащита
Грузоподъемная машина
Порядок технического освидетельствования
Склад и организация складского процесса
Герметизированные системы
десять укрупненных групп веществ, транспортируемых по трубопроводам
Маркировка баллонов
Устройство и основные характеристики компрессорных установок
Условия безопасной эксплуатации компрессорных установок
Технологическая схема котельной
Взрывозащищенное электрооборудование, контрольно-измерительные приборы
Запорная, регулирующая арматура, предохранительные устройства
Аварии на системах газоснабжения и работы по их ликвидации
Горение
Показатели пожаро- и взрывоопасности веществ и материалов
Огнестойкость зданий
Взрыв
Эвакуация
Классификация огнетушителей
Типы пожарной техники
Противопожарное водоснабжение
Служба пожарной охраны
Пожарная безопасность
Экспертиза промышленной безопасности
Федеральный государственным надзор в области промышленной безопасности
Декларация промышленной безопасности
Все страницы

Эргономические показатели

 


 Определяют систему взаимодействия "человек-машина" и характеризуют комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических, и психологических свойств, которые проявляются в процессах взаимодействия системы "человек-машина" (изучает инженерная психология и эргономика). Дифференциация наук, изучающих человека в труде, сыграла и продолжает играть положительную роль в развитии наших знаний о нем. Однако на ряду с этим стала проявляться цеховая обособленность научных дисциплин, появились признаки утраты представления о целостности человека в трудовой деятельности. По мере накопления знаний возникали контакты между науками. Гигиена труда вынуждена была обращаться к данным физиологии и психологии труда, психология труда - к данным гигиены и системотехники и т.д. Современные производство и транспорт, оснащенные сложными техническими системами, предъявляют к человеку требования, вынуждающие его иногда работать на пределе психофизиологических возможностей и в экстремальных ситуациях.

Различные виды трудовой деятельности сопряжены с ответственностью человека за эффективное и надежное функционирование сложных систем. Резко увеличивается цена ошибки человека при проектировании систем, а также в процессе их использования.

Показатели физической среды на производстве, в учреждениях, в кабинах самолетов, тракторов и т.д. (освещенность, состав воздуха, атмосферное давление, шум и т.п.) также должны быть согласованы с психофизиологическими возможностями и особенностями человека. Только тогда можно рассчитывать на высокую эффективность и качество труда человека при одновременном сохранении его здоровья.

До известного времени разделение труда между учеными и практическими работниками, занятыми главным образом «приспособлением» человека к уже созданной технике, оказывалось достаточным. Однако по мере увеличения сложности машин, оборудования, систем управления и деятельности по их управлению, освоению и обслуживанию все больше выявлялась необходимость участия в их создании представителей всех наук о труде и сфер практической деятельности.

Раньше каждый вариант оборудования мог буквально столетиями совершенствоваться. Сейчас же общество не располагает временем для этого (за последнее десятилетие, например, сменилось несколько поколений ЭВМ). Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники необходимо заранее и с максимальной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. Теперь в работе с большими системами можно действовать только одним способом - заранее теоретически все рассчитать и проверить, а на практике действовать наверняка.

Эргономические исследования подчинены задачам проектирования, их результаты отличаются от традиционных научных знаний тем, что ориентированы главным образом не на познание, а на преобразовательно-проектное действие.

Например, изучение моторного поля показывает различие эргономического подхода и подходов наук, методы которых используются в эргономических исследованиях. Определение моторного поля (скажем, при движении рукой) в прикладной антропологии осуществлялось простым измерением дуг, описываемых рукой при стандартном положении тела испытуемого. Имитация специальной задачи (включение-выключение тумблера, связь движения со зрительной сигнализацией) позволила получить другие характеристики моторного поля. Изменились его структура и размеры, геометрия приняла не метрический, а топологический характер. В моторном поле фиксируется уже не только область пространства, а «пространство - движение - время», включенные в двигательную задачу.

Эргономика не изучает рабочую среду и другие ее виды как таковые, это предметы других наук. Для эргономики важно влияние среды на эффективность и качество деятельности человека, его работоспособность, физическое и психическое благополучие. Эргономика определяет оптимальные величины средовых нагрузок - как по отдельным показателям, так и в сочетании.

Объектом изучения эргономики является система «человек - машина», а предметом - деятельность человека или группы людей с техническими средствами.

Общая цель эргономики формулируется как единство двух аспектов исследования и проектирования:

· удобство и комфортные условия эффективной деятельности человека, а соответственно и эффективное функционирование систем «человек - машина»;

· сохранение здоровья и развитие личности.

В конкретном исследовании и проектировании тот или иной аспект может превалировать. Однако общая цель реализуется через их совокупность и взаимодополняемость.

Имея в качестве объекта исследования систему «человек - машина», эргономика изучает определенные ее свойства, которые обусловлены положением и ролью человека в системе. Эти свойства получили название человеческих факторов в технике. Они представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета деятельности и среды, проявляющиеся при деятельности человека с системой и ее функционировании, связанные с достижением конкретных целей. Человеческие факторы в технике существуют актуально, т.е. «здесь и теперь», порождаются во время взаимодействия человека и технической системы. В этом смысле они относятся к виртуальной реальности и обладают ее свойствами. Она источник как эффективного управления так и неэффективного.

Человеческие факторы в технике не могут быть сведены к взятым самим по себе характеристикам человека, машины (технического средства), среды. Характеристики и свойства, фиксируемые в понятии человеческого фактора в технике, представляют собой не отдельные изолированные признаки компонентов системы «человек - машина», а являются ее совокупными качествами.

Человеческие факторы в технике формируются на основе базовых характеристик: социально-психологических, психологических, физиологических и психофизиологических, антропологических, гигиенических в их соотношении с техникой.

Эргономичность системы «человек - машина» взаимосвязан с критериями производительности, надежности, экономичности и эстетичности. Эргономичность - это целостность эргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Первые три описывают свойства системы, при которых она органично включается в структуру и процесс деятельности человека или группы людей по управлению, обслуживанию и освоению. Четвертое свойство - обитаемость - относится к условиям функционирования системы, при которых сохраняется здоровье людей, поддерживаются нормальная динамика их работоспособности и хорошее самочувствие.

Каждое эргономическое свойство представляет определенную целостность человеческих факторов в технике, которые являют собой разные, но взаимосвязанные существенные признаки указанных свойств.