Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по производственной безопасности - Особенности групповой психологии

Индекс материала
Шпаргалки по производственной безопасности
Негативное влияние производственной среды на человека
Основная задача категорирования и классификации производственных объектов
Понятие риска. Соотношение риска и опасностей
Концепция приемлемого (допустимого) риска
Управление риском
Травматизм на производстве
Безопасность
Основные требования обеспечения безопасности на стадиях создания и проектирования
Процессы производственные. Общие требования безопасности
Средства контроля, управления и противоаварийной защиты производственного оборудования
Износ оборудования
Защитные устройства (средства защиты) производственного оборудования
Условия труда и их гигиеническая оценка
Умственный труд, его особенности
Промежуточные виды труда и процессы лежащие в его основе
Тяжесть и напряженность труда как количественные меры разных форм труда
Фазы работоспособности и выносливости человека
Антропометрические характеристики человека
Эргономические показатели
Общие характеристики анализаторов
Характеристика кожного анализатора
Структура психической деятельности человека
Деятельность и труд
Особенности групповой психологии
Электроустановки
Классификация и схемы электрических систем с напряжением до 1000 В
Анализ электробезопасности различных электрических сетей
Обеспечение защиты персонала от поражения электрическим током
Молниезащита
Грузоподъемная машина
Порядок технического освидетельствования
Склад и организация складского процесса
Герметизированные системы
десять укрупненных групп веществ, транспортируемых по трубопроводам
Маркировка баллонов
Устройство и основные характеристики компрессорных установок
Условия безопасной эксплуатации компрессорных установок
Технологическая схема котельной
Взрывозащищенное электрооборудование, контрольно-измерительные приборы
Запорная, регулирующая арматура, предохранительные устройства
Аварии на системах газоснабжения и работы по их ликвидации
Горение
Показатели пожаро- и взрывоопасности веществ и материалов
Огнестойкость зданий
Взрыв
Эвакуация
Классификация огнетушителей
Типы пожарной техники
Противопожарное водоснабжение
Служба пожарной охраны
Пожарная безопасность
Экспертиза промышленной безопасности
Федеральный государственным надзор в области промышленной безопасности
Декларация промышленной безопасности
Все страницы

Особенности групповой психологии

 

Групповое мнение — это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии.

Функции группового мнения

Информационную - показывающую, на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т. д.

воздействия - посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т. д.

оценочную - с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.

Сложившееся общее мнение группы является реальной и действенной нравственной силой. Через него она влияет на каждого своего члена, прежде всего посредством: информирования его о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей; предъявления к нему определенных требований, соответствующих групповым или общественным нормам и ценностям; постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, выражаемых в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения. Однако следует иметь в виду, что психологический механизм воздействия группового мнения может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность.

Эффективность воздействия группового мнения объясняется:

а) сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (суждения и оценки здорового группового мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствованию);

б) оперативностью в реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы;

в) способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.

В процессе своего формирования и развития групповое мнение проходит три этапа:

• на первом из них члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему;

• на втором — члены малой группы обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами, и эти отношения становятся объектом группового обсуждения, превращаясь постепенно в общую точку зрения;

• на третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.

Наряду с официальным мнением в группе может существовать и неофициальное, которое, как правило, публично не высказывается. Это мнение может не совпадать с официальным и даже противодействовать ему. Чаще всего его носителями являются представители неформальных микрогрупп, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность. В любом случае неофициальное мнение не спо¬собствует укреплению группы и стабилизации в ней здоровой психологической атмосферы. Следует знать истоки и направленность суждений, на основе которых оно сформировалось, правильно их учитывать и прц необходимости принимать или не принимать их во внимание.

Психологические процессы возникающие в малой группе

Образования и развития. данный процесс обычно включает несколько стадий. На первой стадии осуществляются различные процедуры знакомства ее членов, осмысливаются перспективы их сближения. Вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания. На третьей стадии отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций и т.д.

На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты.

Сплочения. процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации

руководства и лидерств. руководство представляет собой процесс управления группой, а лидерство же — это процесс межличностного влияния. Лидера порождает структура и характер взаимоотношений в каждой конкретной группе

принятия решений.процесс группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения

группового давления

нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление

конфликты

представляет собой трудноразрешимую ситуацию, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между ее членами или нарушения равновесия между существующими в ней структурами