Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по культурологии. Часть 2 - Общее и специфическое в культуре

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по культурологии. Часть 2
Проблема единства и многообразия культур
Миф и мифология
Общее и специфическое в культуре
Культура и Природа
Культура и деятельность
Культура и человек
Карл Ясперс
Искусство и художественная культура
Литература как вид художественной культуры: роды, жанры
Архитектура как вид художественной культуры. Художественные стили
Графика как вид художественной культуры : роды, жанры
Апполоновское и дионисийское начало в культуре
Первобытная культура: источники анализа, география
Культура Шумера. Вклад в общемировой культурный процесс
Культура Древней Месопотамии
Культура Древнего египта
Брахманизм,буддизм,индуизм
Специфика религиозных представлений в древнекитайском обществе
Конфуций и конфуцианство. Дао и даосизм
Япония: специфика социокультурного развития
Культура Древний Греции
Интеллектуакльная революция в Древней Греции
Влияния античности на культура Европы
Освоение греко-византийского наследства в русской и западноевропейской культуре
Славянофилы о специфике русской культуры
Почвенничество о духовных основах русской культуры
Евразийский подход к проблеме идентичности русского народа
Н.Лосский о характере русского народа
Русская иконопись. Феован Грек. Андрей рублев, Дионисий
Первый период творчества Дионисия
Второй период творчества Дионисия
Третий этап творчества Дионисия
Монументальное зодчество в культуре Древней Руси
Новгородская школа архитектуры,иконописи и фрески
Владимиро-Суздальская школа архитектуры
Московская художественная школа
Библия как источник мировой и отечественной культуры
Библия как великое творение человеческого духа
Все страницы

 

Общее и специфическое в культуре. Примеры

Cлово “культура” употребляется очень часто. Вроде бы все понимают, что такое культура. Но, в то же время, существует более 400 определений этого понятия, и его содержание все более разнообразно интерпретируется. При таком разнообразии общее, пожалуй, только одно: понятие “культура” применяется в отношении к человеку и обществу. К природе же, только как к измененной, обработанной, оформленной людьми, или хотя бы осознанной в качестве человеческой ценности. То есть, вообще-то говоря, всеми, кто пишет о культуре, удерживается древнеримское противопоставление понятий “cultura” - “natura” (природа), при котором культура это и есть то, что не природа. Отличие от природного, “надбиологичность”, оказывается главной (хотя не единственной) особенностью культуры, когда ее определяют, например, как “специфический способ человеческой деятельности”.

Древния Греция и Древний Рим

Быт

На основе находок крито-микенского периода мы вправе предполагать, что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную роль в обществе и в семье, чем в более позднее время греческих и римских полисов. Об этом говорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках дворцов на Крите, а также особенности религии древних критян. Среди местных богов немало женских образов, в которых учёные склонны видеть своего рода предшественниц позднейших греческих богинь. Это подтверждают и литературные памятники, и скульптура и росписи на стенах. Несмотря на то, что между разными греческими городами – государствами существовало немало различий, были явления, общие для всей Эллады. Практически повсюду утвердился патриархат. За отцом признавалась неограниченная власть на детьми. Они же были обязаны ему бесприкословным повиновением. Греки намного раньше римлян стали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жён – обычай варварский и недостойный благородного человека. Кровное родство не являлось препятствием для супружества.

Уже в древнейшие времена семья была в Риме прочной и сплочённой ячейкой общества, в которой нераздельно властвовал отец семейства. Понятие семьи было иным, она включала в себя не отца, мать, незамужних дочерей, но и замужних, не переданных формально под власть мужа, наконец, сыновья, их жёны и дети. Фамилия включала в себя и рабов и домашнее имущество. В ранние времена отец обладал в отношении своих детей «правом жизни и смерти». Он определял судьбу всех, кто от него зависел, он мог убить своего ребёнка, рождённого в законном браке, или бросить его без всякой помощи. Как и в Греции, брошенное дитя обычно погибало. Со временем нравы в Греции смягчились. Девушка, выходя замуж, из под власти отца поступала под власть тестя. Мать семейства ведала всем домашним хозяйством и занималась воспитанием детей. Ни в Греции, ни в Риме женщина не имела гражданских прав и была отстранена от участия в государственных делах. Однако в сфере частной семейной жизни она пользовалась ещё большей свободой, чем женщина классической Греции. Мужа для дочери выбирал отец. Возрастной барьер для вступления в брак был очень низким. Как и греческие девушки в канун свадьбы римлянки приносили в жертву богам свои детские игрушки. Римское право разрешало две формы развода - расторжения брака по настоянию одной из сторон или по взаимному согласию. Как и в Греции муж мог просто отослать жену в дом её родителей или опекунов, вернув ей её личную собственность: «Бери свои вещи и иди прочь». Когда супруги расставались возникало немало споров о разделе имущества. Однако не было и не могло быть споров о том, кто осуществлял опеку над детьми – это всегда делал отец. Ни в Греции, ни в Риме во время родов женщина не пользовалась услугами врача, поэтому неудивительно, что случаи выкидыша или смерти новорожденного а иногда и роженицы были очень часты. Регистрировать новорожденного при появлении на свет в начале было не обязательно. Впервые регистрацию ввёл в Риме Октавиан Август. В течение 30 дней с момента появления младенца отец был обязан оповестить власти о появлении нового римлянина. В древнем Риме существовала детская медицина – педиатрия. Римляне охотно отдавали детей рабыням - гречанкам, так как с ними дети рано овладевали греческим языком, а знание его в Риме очень ценилось.

Намного большее значения, чем греки, римляне придавали фамилии – родовым символам, переходящим из поколения в поколение. Первоначально они обходились двумя именами – личным и родовым. В эпоху республики добавились «семейное» имя, а иногда человек получал и прозвище. Греки при рождении получали только одно имя, фамилией в современном смысле этого слова, объединяющей весь род и переходящей по наследству от отца к сыну в Греции не было. Детям давали имена произвольно, часто придумывая новое, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности. И в Греции и в Риме рабы могли сохранить имена, данные при рождении. Однако чаще их различали по происхождению. Немало иностранцев стремилось выдать себя за римских граждан, поэтому они охотно принимали римские имена, особенно родовые.