Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по культурологии. Часть 2 - Второй период творчества Дионисия

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по культурологии. Часть 2
Проблема единства и многообразия культур
Миф и мифология
Общее и специфическое в культуре
Культура и Природа
Культура и деятельность
Культура и человек
Карл Ясперс
Искусство и художественная культура
Литература как вид художественной культуры: роды, жанры
Архитектура как вид художественной культуры. Художественные стили
Графика как вид художественной культуры : роды, жанры
Апполоновское и дионисийское начало в культуре
Первобытная культура: источники анализа, география
Культура Шумера. Вклад в общемировой культурный процесс
Культура Древней Месопотамии
Культура Древнего египта
Брахманизм,буддизм,индуизм
Специфика религиозных представлений в древнекитайском обществе
Конфуций и конфуцианство. Дао и даосизм
Япония: специфика социокультурного развития
Культура Древний Греции
Интеллектуакльная революция в Древней Греции
Влияния античности на культура Европы
Освоение греко-византийского наследства в русской и западноевропейской культуре
Славянофилы о специфике русской культуры
Почвенничество о духовных основах русской культуры
Евразийский подход к проблеме идентичности русского народа
Н.Лосский о характере русского народа
Русская иконопись. Феован Грек. Андрей рублев, Дионисий
Первый период творчества Дионисия
Второй период творчества Дионисия
Третий этап творчества Дионисия
Монументальное зодчество в культуре Древней Руси
Новгородская школа архитектуры,иконописи и фрески
Владимиро-Суздальская школа архитектуры
Московская художественная школа
Библия как источник мировой и отечественной культуры
Библия как великое творение человеческого духа
Все страницы

Второй период творчества Дионисия

Имя Дионисияпопало в Московскую летопись в начале восьмидесятых годов XV века.

В 1481 годухудожник украсил отстроенный в семидесятые годы Успенский собор Кремля, получивогромную по тем временам сумму – сто рублей. Дионисий создал многоярусныйиконостас собора «и с праздники и с пророки».

Затем Дионисийнаписал для великого князя Ивана Васильевича образ богоматери «Одигитрии».

Можно считать,что Дионисий не ограничивался только этими работами, так как именно ввосьмидесятые годы в Москве идёт бурное строительство каменных церквей.Перестраиваются Благовещенский и Успенский соборы, строится церковь ИоаннаЗлатоуста на посаде, церковь на Троицком подворье Кремля, церковь «у Спаса» заЯузой…

Любопытно, чтосообщая о гибели от пожара в 1547 году церкви за Яузой, летопись с огорчениемотметила, что сгорела «чудная живопись».

К сожалению отворчестве Дионисия в московский период можно судить только по двумпроизведениям: по иконе «Одигитрия» и по иконе «Апокалипсис».

Дионисийработал в Москве в разгар полемики еретиков с официальной церковью, в порублагоденствия кружка Федора Курицына, в пору торжества великого князя над еговрагами.

Икона«Апокалипсис» сохранилась плохо, краски потускнели и потрескались, однаковидно, что, решая тему «Страшного суда», автор еще близок к ее рублевскойтрактовке.

«Страшный суд»Дионисий (или близкий ему мастер) изображает, как торжество праведников. Иконане носит мрачного характера – художник стремится ободрить зрителя, а незапугать и не подавить его.

Мы незнаем,насколько еретики могли повлиять на «Апокалипсис» Дионисия, но в то времяДионисий работал в Успенском соборе, где служил поп-еретик Алексей вывезенныйИваном III из Новгорода, обиконах и фресках с художником не раз, видимо; толковали высшие чины московскойепархии, и можно предположить, что Дионисий выполнял определённый «социальныйзаказ».

Богоматерьписали на Руси и до и после Рублёва, причём за образец брали обычно знаменитуювладимирскую икону «Умиление», выражавшую глубокие чувства юной матери, еёнежную, задумчивую грусть. Во всех русских «богородичных» иконах конца XIV начала XV века сохранялись черты грусти и нежности,глубокая человечность, изображались чувства связывающие мать с младенцем.

Но начиная ссередины XVвека, образ богоматери все чаще трактуется русскими живописцами, какторжественный образ «царицы небесной». И не случайно именно в Москве во второйполовине XVвека излюбленной темой становится тема богородицы величаемой – «Одигитрии»(женщина-воин, путеводительница ).

И даже еслииконописец пишет теперь не «Одигитрию», а «Умиление», богоматерь лишь сохраняетпозу, выражавшую «умиление», а сама становится похожей на царицу «во славе»,принимающую поклонение подданных.

Именно этотновый образ «царицы небесной» получил наиболее полное и чёткое воплощение вдионисиевой иконе «Одигитрия».

В «деве Марии»Дионисия нет ничего от образа пленительно юной матери радующейся младенцу иласкающей его.

Черты прекрасноголица богоматери холодны и строги. Большие темные глаза обращены не к ребёнку, асмотрят как бы поверх голов зрителей.

Мария уже неприжимает к себе младенца – она лишь показывает его.

Торжественностьизображения усиливается рисунком и цветовыми сочетаниями одежд.

Строгимискладками лежит золотая кайма накидки, почти полностью скрывающей темно-синеюголовную повязку. Излом этих складок надо лбом богоматери словно вспыхиваетзолотой звездой шитья и похоже, что чело Марии увенчано короной.

Её рука, поддерживающаямладенца, кажется не заботливой рукой матери, а неким подобием царского трона…А нижняя кайма накидки, спадающей с лево руки Марии, словно образует подножиеэтого трона.

Правой рукойМария показывает зрителям на своего сына, призванного «спасти родчеловеческий». Однако в дионисиевой иконе этот жест приобретает и второй смысл:мольбы, обращенной к сыну.

Поэтому и сам             Христос (на других иконахблагословляющий зрителей) у Дионисия обращается не к зрителям, а к богоматери,которая принимает от него благословение.

Таким приёмомхудожник несколько отстранил изображение от зрителя, утвердил «дистанцию» междуними. Христос у него недосягаем и доступным может стать только через посредницу– деву Марию («лестницей небесной»).

Важно отметить,что в ту эпоху Дионисий писал свою «Одигитрию», происходило изменениепредставлений о святости.

«Святых»начинают возносить на пьедестал царственности, древние «жития» перелагают вновые, отличающиеся «хитросплетением словес». Мощи святителей перекладывают изпростых гробов в пышные, великолепные раки. Дионисий чутко улавливает веяниявремени.

Дионисияинтересует не столько внутренний мир человека, сколько его взаимоотношение сокружающим миров, его место в мире.

Художник словночувствует, что человек как индивидуальность выделен из мировоззрения,противопоставлен ему, имеет ценность только как часть некоего огромного целого…

И если Рублёв,по выражению древних «молился кистью», то Дионисий – кистью философствовал.

Тот факт, чтоДионисий ощутил потребность «осознать» по-новому священное писание, осмыслитьдогматические тексты, и выразил своё понимание методами живописи, создавсовершенно новые, яркие образы, говорит о том, что общение с московскимиеретиками (кружок дьякона Федора Курицына) не прошло для художника бесследно.