Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по культурологии. Часть 2 - Библия как великое творение человеческого духа

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по культурологии. Часть 2
Проблема единства и многообразия культур
Миф и мифология
Общее и специфическое в культуре
Культура и Природа
Культура и деятельность
Культура и человек
Карл Ясперс
Искусство и художественная культура
Литература как вид художественной культуры: роды, жанры
Архитектура как вид художественной культуры. Художественные стили
Графика как вид художественной культуры : роды, жанры
Апполоновское и дионисийское начало в культуре
Первобытная культура: источники анализа, география
Культура Шумера. Вклад в общемировой культурный процесс
Культура Древней Месопотамии
Культура Древнего египта
Брахманизм,буддизм,индуизм
Специфика религиозных представлений в древнекитайском обществе
Конфуций и конфуцианство. Дао и даосизм
Япония: специфика социокультурного развития
Культура Древний Греции
Интеллектуакльная революция в Древней Греции
Влияния античности на культура Европы
Освоение греко-византийского наследства в русской и западноевропейской культуре
Славянофилы о специфике русской культуры
Почвенничество о духовных основах русской культуры
Евразийский подход к проблеме идентичности русского народа
Н.Лосский о характере русского народа
Русская иконопись. Феован Грек. Андрей рублев, Дионисий
Первый период творчества Дионисия
Второй период творчества Дионисия
Третий этап творчества Дионисия
Монументальное зодчество в культуре Древней Руси
Новгородская школа архитектуры,иконописи и фрески
Владимиро-Суздальская школа архитектуры
Московская художественная школа
Библия как источник мировой и отечественной культуры
Библия как великое творение человеческого духа
Все страницы

 

Библия как великое творение человеческого духа. Сюжеты Нового Завета в мировой и отечественной художественной культуре.

Библия - самая удивительная их существующих в мире книг. Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором столько бы писали и говорили, как о Библии. Наиболее читаемая, переведенная на большое количество языков и вызывающая самое большое количество споров, исследований и изучений. Первой напечатанной книгой в истории была именно Библия: именно ее латинский вариант, так называемую Вульгату, изготовил Гуттенберг на своем печатном станке. Библия была одной из первых крупных книг, переведенных на иностранный язык ( Септуагинта, греческий перевод древнееврейского текста Ветхого Завета, появилась примерно в 250 году до Р.Х. ) . По числу переводов, повторных переводов и пересказов у Библии нет соперников среди всех книг мира. Британская энциклопедия пишет, что « к 1966 году полный текст Библии был опубликован … на 240 языках и диалектах… отдельные книги Библии - еще на 739 языках, что в сумме составляет 979 переводов…».

Библия была написана на непрочном материале. В течение веков до изобретения печатного станка её приходилось многократно переписывать. Но это не ухудшило её стиля, не повредило точности, не уничтожило. По сравнению с памятниками античной литературы, до нас дошло больше рукописных копий Библии, чем любых 10 произведений классической литературы вместе взятых. Слово Библия произошло от греческого языка « библиос» - книги. Библию называют также Священным Писанием. Она представляет собой собрание древних текстов, канонизированных в иудейской религии и христианстве. Действительно, Библия – это не одна книга, но собрание книг, каждая из которых имеет свое название и особую специфику. Все книги различны по объему, литературному стилю и композиции.

Книги Библии делятся на две группы: Ветхий и Новый Завет. Слово «завет» имеет смысл «договора», союза заключенного между человеком и Богом, который был предложен Богом Израилю. Инициатива этого союза односторонняя, т.е. полностью зависела от Бога, его чистой, благой воли, воли Дарующего. « Вот, Я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас…. Поставлю завет Мой с вами, что не будет истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». ( Бытие 9:9,11). В Евангелии от Матфея (26,27) устами Христа говорится: «… И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»

Самым главным вопросом для каждого мыслящего человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Но решается он по-раз­ному в зависимости от насущных потребностей, образования, духовного уровня, религиозных убеждений людей. Понимание смысла жизни во многом определяет всю жизнь человека: его взаимоотношения с людьми, карьеру, поступки, род деятельности, материальное и социальное благополучие, нравственное и даже физическое здоровье. Состояние счастья или несчастья также во многом зависит от того, в чём человек видит своё назначение и как себя реализует.

Такая зависимость у людей творческих особенно ярко выража­ется в их произведениях: и в тематике, и в образах, и в форме, и в способах передачи содержания. Некоторыми из них движет тщеславие, потребность в признании любой ценой, поэтому они вынуждены угождать «сильным мира сего», либо сооружать или сочинять что-нибудь такое, что обязательно поразило бы и запом­нилось. Пусть Геростратова слава, но всё-таки слава! И тогда глу­пости и бесстыдству нет предела...

К счастью, есть и другие, которых побуждает к деятельности любовь и сострадание к людям. Их творчество становится служе­нием Богу и близким. Именно эта любовь и сострадание являют­ся источником истинного вдохновения, имеющего Божественную природу, и приносят достойные плоды. Так создаются шедевры мировой культуры. Старец Зосима в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» так говорит об этом: «Многое на Земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное, сокровенное ощущение живой на­шей связи с миром иным, с миром горним и высшим, и корни на­ших мыслей и чувств не здесь, но в мирах иных. Бог взял семена из миров иных и посеял здесь, на Земле, и взрастил сад свой, но взращенное жило и живет лишь чувствами соприкосновения своего с таинственным миром иным; если ослабевает и уничто­жается в тебе это чувство, то умирает и взращенное в тебе».

Общие исходные идеи христианского церковного искусства в художественном развитии разных частей христианского мира имеют существенные различия. Эти различия были результатом государственного, политического, а затем церковно-теологического размежевания между Востоком и Западом. Католицизм и православие оказались, в конце концов, двумя различными типами культуры. Почитание Иисуса, Богоматери – девы Марии – в католицизме приобрело более экзальтированный характер. Если в православии Богоматерь – в первую очередь Царица небесная, покровительница и утешительница, то для католиков дева Мария – Мадонна – воплощение истины, премудрости, красоты, юности, счастливого материнства. Это различие в дальнейшем сказалось в иконописных изображениях.

Православный Иисус Христос – Пантократор, Вседержитель, царствующий во славе на небесах после земных мук и Воскресения. В католических изображениях земные муки Христа запечатлены пронзительней, экспрессивней, чем торжество Воскресения. Да и сами живописные изображения в католических храмах не имеют того сакрального (священного) смысла, как православная икона. В католическом соборе, в сущности, не иконы, а картины. Поэтому в эпоху Возрождения именно в католических центрах смогло произойти сближение светской и церковной живописи, - великие художники, такие, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль – и для церкви, и в светских жанрах пишут в сходной манере. Но православная церковь строже блюла свои каноны в иконописи.

Еще больше различий обнаружилось в церковной музыке. Восточная церковь решительно запретила применение любых музыкальных инструментов при богослужении, хотя именно в Византии был изобретен орган. Византийский император Константин Копроним подарил орган королю франков Пипину Короткому. Орган установили в церкви, затем скопировали инструмент для церквей Вормса и Парижа. Позднее западная церковь привлекала целые оркестры, а в православии запрет инструментальной музыки действует до сих пор. Кроме того, православная церковь неодобрительно относится к вынесению богослужебной музыки на светский концерт, и наоборот, тогда как в католичестве это давно уже допускается: под сводами католических храмов с 17 века игрались сонаты, скрипичные концерты, симфонии.

На протяжении долгой истории человек не только строил дома, но и воздвигал храмы. Понятно, что жилище служит человеку для защиты от холода, дождя и зноя. Бытовой необходимости в храмах нет. И все-таки археологические раскопки показыва­ют, что уже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческим жилищем стояли дольмены и кромлехи, сооружения, имеющие культовое, храмовое значение. Ни одна цивилизация на земле не обходилась без храма. Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (зда­ние городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профес­сора и студенты. Устраивались здесь и театрализованные религиозные пред­ставления. Строили соборы городские мастера (а не монастырские, как преж­де). Сами горожане часто являлись заказчиками или создателями произведений искусства для украшения соборов.

  • Миланский собор
  • Нотр-Дам де Пари
  • Кёльнский собор
  • Реймский собор
  • Собор Нотр Дам де Пари 1163 – 1345 выс. 35 м.

Архитектурный облик западноевропейского города определился храмовыми сооружениями. Грандиозные готические соборы были вместительны, высоки, нарядно декорированы. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определил характер городского пейзажа.

Величественный собор Нотр-Дам-де-Пари (собор Парижской Богоматери) украшает остров Сите, колыбель города. Собор был построен на месте развалин римского храма. Первый камень в его основание заложил папа Александр III в 1163 г. 170 лет архитекторы и каменотесы трудились над его постройкой и лишь к 1330 г. завершили работу. Несмотря на огромные размеры - длинный неф (130 м), широкий трансепт, глубокие хоры, башни высотой 69 м - собор выглядит очень легким. Огромное внутреннее пространство собора поражает каждого входящего. Его убранство великолепно.

Собор в Милане. 1368 г

В замысле собора проявились идеи религии. Подчеркнутое устремление всех форм постройки вверх было порождено «стремлением души к небу». Собор украшен - 2245 скульптурами. Из-за большого количества декоративных башенок – прозвали «мраморным ежом».

На экране (см. Слайд-презентацию№3) Готический храм.

Готический собор высится над городом как огромный корабль, плывущий навстречу вечности. Эти бесконечные аркады и своды ведут куда-то в другой мир.

  • Собор св. семейства Барселона
  • Кафедральный собор Барселона
  • Вестминстерское аббатство
  • Кентерберийский собор
  • Собор в Шартре
  • Собор в Шартре (Франция) 1194 г. выс.105 м., шпиль 113 м.

Предназначенный для многочисленных мирян, собор был главным общественным центром города.

Храм святого семейства в Барселоне. 1884 г.

Храм превращается в «симфонию света и музыки». Строительство храма продолжается по сей день. Архитектор Антонио Гауди.

Вестминстерское аббатство.

Интерьер с хором и органом. Англия. Орган построен в 1730 году.

На экране (см. Слайд-презентацию№4) Готический храм.

Храм словно вырастает вверх, в небесную беспредельность. Перед глазами верующих представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами».

  • Нотр –Дам де Амьен
  • Собор Святого Витта Прага
  • Нотр-Дам Де Пари
  • Собор Сен-Шапель

Интерьер собора Нотр Дам де Пари
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть 
Египетская мощь и христианства робость
С тростинкой рядом дуб, и всюду царь – отвес.

На экране (см. Слайд-презентацию№5) Витражи.

Пространство внутри собора создавало образ небесного мира, мечту о чуде.

Верхняя церковь часовни Сент-Шапель. На оконные витражные окна высотой около 15 метров перенесена живопись, около 600 кв. метров. Здесь представлены 1134 сцены на евангельские сюжеты.

Витраж собора Нотр -Дам де Пари.

Окно – роза. Диаметр около 10 метров. Все как бы оплетено каменным кружевом. Весь комплекс бесчисленных кусков цветного стекла поражает необыкновенным богатством сверкающих красок. Французский искусствовед XIX века Гильерми сравнивает красочный эффект круглых окон собора с поэтическим описанием кругов рая в "Божественной комедии" Данте. "Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой... Лишь большая «роза» фасада, разноцветные стёкла которой купались в лучах заката, искрилась в темноте, словно груда алмазов, отбрасывая свой ослепительный спектр на другой конец нефа". (Гюго В. Собор Парижской Богоматери)

Витраж собора св. Витта (Чехия)

Благодаря тому, что витраж не просто составлялся из цветного стекла, но и раскрашивался красками, окна собора имеют тонкую цветовую гамму.

Звучит музыка.

(И.С.Бах Хоральные прелюдии: ми минор, фа минор, ля минор)

На экране (см. Слайд-презентацию№6) Ветхозаветные сюжеты.

  • Образец алтарной картины.
  • Сотворение мира - Микеланжело
  • Жертвоприношение - Авраама Рембрандт
  • Изгнание из рая - Мазаччо
  • Возвращение блудного сына - Рембрандт
  • Каин убивает Авеля - Тинторетто

В городах Западной Европы с 13 по 17 века главенствует в соборе архитектура, скульптура, живопись – представленная в основном витражами и алтарными картинами, хоровая и органная музыка представляют собой неразрывное единство. Полотна крупнейшего представителя голландской живописи Рембранта Харменса вал Рейна «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына» посвящены также вечным пробле­мам: любовь и верность Господу, милосердие и всепрощение, по­каяние и возвращение к Богу.

С ветхозаветным сюжетом картины «Жертвоприношение Ав­раама» вы уже знакомы, а чтобы понять, что изображает другое его произведение - «Возвращение блудного сына», следует про­читать евангельские притчи.

Сюжеты Нового Завета «Распятие» и «Снятие с креста» — са­мые трагические, психологически острые и философски наибо­лее глубокие и сложные, поэтому к ним художники-мыслители обращаются особенно часто.

Евангельские сюжеты в Западно-Европейском искусстве.

На экране (см.Слайд-презентацию№7) Жизнеописание Христа.

  • Леонардо да Винчи - Благовещение
  • Леонардо да Винчи - Тайная вечеря
  • Караваджо - Тайная вечеря
  • Джотто - Поцелуй Иуды
  • Боттичелли - Оплакивание Христа
  • Джованни Беллини - Пьетта

Если говорить о наиболее значимых произведениях искусства, то большая часть их посвящена религиозной тематике. Давайте рассмотрим творения художников и поэтов, принадле­жащих к разным культурам и эпохам, чьи произведения посвяще­ны вечным темам: Бог, Любовь, Жертвенность, Сострадание.

Величайший итальянский живописец Рафаэль Санти и его соотечественник – художник, архитектор, учёный и инженер Леонардо да Винчи - творили в эпоху Возрождения. Это был период утверждения так называемой гуманистической идеологии. Она декларировала признание самоценности человека и таким образом противостояла духовным ориентирам христианства. Тем не менее, духовные и эстетические идеалы Рафаэля и Леонардо да Винчи связаны с Христом и Мадонной (так в западной культуре называют Богородицу). Любовью, жизнью, гармонией и светом наполнены образы этих титанов эпохи Возрождения.

Многие работы Леонардо да Винчи увековечивают евангельские образы. Например, фреска «Тайная вечера», написанная в трапезной монастыря Санта-Мария делл Грацие (1495-1497 г). Фреска дошла до нашего времени в сильно поврежденном состоянии. Но и уцелевшее поразительно. Он изобразил момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Волнение пробегает по всей группе, некоторые апостолы встают. Чувство изумления, ужаса, негодования, недоумения и недоверия сменяют друг друга. Художник с величайшим мастерством сочетает характерность типов и жестов.

Звучит музыка.

С. Шайдт Псалом ля минор.

М. Регер Токката ре минор.

На экране (см. Слайд-презентацию№8) Мадонна.

…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Назарет, к Деве…имя же Деве: Мария»

«Ах, не с нами обитает гений чистой красоты
Лишь порой он навещает нас с небесной высоты» 
(К. Жуковский)

  • Мадонна Лита - Леонардо да Винчи
  • Мадонна Бенуа - Леонардо да Винчи
  • Мадонна с младенцем - Боттичелли
  • Мария - Микеланджело
  • Пьетта - Микеланджело
  • Мадонна Донни - Микеланджело
  • Мадонна Бенуа (Леонардо).

Представления о самых светлых и возвышенных идеалах женской красоты, образе матери воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти. Основным содержанием его творчества становится тема светлой материнской любви.

Пьетта (Оплакивание) (Микеланджело).

Скорбь богоматери об умершем Христе.

Микеланджело Буонаротти один из величайших мастеров Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры живописи архитектуры. Одно из самых известных его произведений – «Пьетта» («Оплакивание Христа») (1498-1501) Мария изображена юной. Её одежда дробится бесчисленными мелкими складками, оттеняющими прекрасные формы тела лежащего на ее коленях обнаженного мертвого сына. Лицо мадонны скорбно, но боль и скорбь переданы с глубоким величием без всякой внешней подчеркнутости: Мария только отводит в сторону свою левую руку как бы с выражением немалого вопроса, укора, страдания.

На экране (см. Слайд-презентацию№9) Рафаэль - « живописец мадонн»

Она идет хвалам внимая, 
Благим покрытая смиреньем, 
Как бы небесное виденье 
Собою на земле являя…

  • Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем
  • Мадонна Грандука
  • Сикстинская мадонна
  • Мадонна в зелени

С творчеством Рафаэля Санти в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Рафаэля называли Мастером Мадонны. «Сикстинская мадонна» составила мировую славу Рафаэля. Эта картина была написана для церкви Святого Сикста небольшого провинциального городка Пьяченцы. В истории искусства «Сикстинская мадонна» - образ совершенной красоты. Это большая алтарная картина изображает не просто Божественную мать с Божественным младенцем, а чудо явления небесной царицы, несущей людям своего сына как искупительную жертву.

Мадонна Сикстинская (Рафаэль) алтарная картина, предназначена для церкви в. Сикста в Пьяченце. Вот раздвинулся занавес над алтарем и предстала таинственная дева. Покорная неизбежному решению она несет миру, как жертву для его спасения, младенца, и только тень страдания лежит в углах её дрожащих губ. Серьезно и печально тревожно смотрит она вдаль, как будто предвидя судьбу сына.

Мадонна в кресле (Рафаэль).

Рафаэль в письме к своему другу пишет: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка красивых женщин, я пользуюсь идеей, которая приходит мне на ум»

Звучит музыка.

Русская духовная хоровая музыка

С. Рахманинов «Благослови, душе моя, господи».

П. Чесноков «Да исправится молитва моя».

Православная традиция в русской художественной культуре.

Религиозная тематика находит достойное место в искусстве любого народа. Однако, работая над религиозной темой, художник иногда так много вкладывает в неё своего собственного видения, личных переживаний и выводов, а порою находит столь оригинальные формы или так неожиданно толкует известный сюжет, что созданное им произведение отнести к религиозному искусству нельзя. Как же разобраться, что является религиозным искус­ством, а что нет? Каковы критерии такого отбора?

Конечно же, прежде всего, следует помнить, что религиозное искусство должно служить задачам религии, в современном цивилизованном мире — Церкви, а главная задача Церкви — это спасение душ человеческих от греховной гибели. Определить, помогает ли то или иное произведение искусства решать эту зада­чу, безусловно, может только Церковь. Каждый может иметь личное мнение, оно может сходиться или расходиться с мнением дру­гих, меняться на протяжении жизни, но религиозное искусство развивается в соответствии с устоявшимися традициями и по за­конам, от нас не зависящим, но определяемым Церковью.

Традиционное религиозное искусство России — это искусство церковное, православное. На протяжении веков складывались его традиции довольно строгие, но сохраняющие его от обмирщения и вырождения, обеспечивающие его истинно духовное содержа­ние и единство назначения и внешней формы.

На экране (см. Слайд-презентацию№10) Русский храм

  • Успенский собор Владимир
  • Дмитриевский собор Владимир
  • Церковь Покрова на Рву Москва
  • Софийский собор Киев
  • Собор преображения Кижи
  • Покрова на Нерли Владимир

Он, словно шлем, надвинул главы 
И стены выставил, как щит. 
Он весь - тугая соразмерность, 
Соотношение высот,

Асимметрия, тяжесть, верность 
И сводов медленный полет.

Невозможно представить себе современный русский город или по­сёлок без храма. Эти особенные, неповторимые, и вместе с тем, род­ные друг другу и каждому русскому человеку архитектурные со­оружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. Посмотрите на произведения отечественной жи­вописи или современные поздравительные открытки — и вы увидите, что самым ярким и привлекательным объектом на них является храм. И это неудивительно, потому что русские люди старают­ся посвящать Богу всегда самое лучшее, на что они способны. Трудно, ли, радостно ли живется людям, но без храма жизнь их не­мыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоми­нает о духовном, высоком назначении человека, ибо это дом Божий.

Рубеж 11-12 веков золотой век для древнерусской архитектуры, в 988 году на Руси было принято крещение и сразу же начинается строительство православных соборов. На Руси работают Византийские зодчие, иконописцы, но очень скоро появляются и собственно русские мастера. Они то и создали великолепные храмы Киева, Новгорода, Владимира, Москвы. В этих сооружениях складывается специфический древнерусский архитектурный стиль, многоглавость и величие.

Владимирский собор святой Софии.

Храм – это место соприкосновения с иным миром и все, что мы встречаем в храме: иконопись, песнопения, богослужения служат одному – встрече человека с богом.

Владимирский Успенский собор (1158-1185).

Владимир в 12-13 века становится центром политическим и культурным, особенно в пору княжения Андрея Боголюбского.

Владимир. Боголюбова церковь Покрова на Нерли (1165 г.).

Образ этой церкви необычайно поэтичен, пронизан ощущением легкости и светлой гармонии.

На экране (см.Слайд-презентацию№11) Русская икона

  • Успенский собор Иконостас Владимир
  • Деревянный иконостас Переславль-Залесский
  • Троица Андрей Рублев
  • Спас Андрей Рублев

Благовещение Ярославская школа 13в.

Преображение Феофан Грек

Особенности православного искусства ярко выражены в русской иконописи. Русская икона явление совершенно уникальное в мировой культуре. Инославныеконфессии тоже имеют в своих храмах изображения Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и святых, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде.

Для православных русских людей является кощунством даже называть икону в храме произведением искусства, разглядывать её, восторгаться, оценивать её художественные достоинства. Дело в том, что как бы ни восхищался мир русской иконой, главное назначение её связано не с эстетической функцией. Ико­на не создаётся как картина для любования, украшения или на­слаждения. Она создаётся для молитв, но вместе с тем не являет­ся кумиром, идолом, то есть конечной «инстанцией», объектом, к которому обращается молящийся. Икона есть окно в Горний мир, мир Божественного бытия.

Успенский собор Иконостас Владимир

Впервые иконостас появился в конце 13 века. Андрей Рублев и Ф. Грек вместе расписали Благовещенский собор в московском Кремле.

Троица (А. Рублев).

Андрей Рублёв (около 1360/1370 г. — около 1427 г.)

Сведений о жизни Андрея Рублёва очень немного. Предполагают, что родился он в Москве. Был чернецом Спасо-Андронникова мо­настыря, где умер и погребён. Имя Андрей получил при монаше­ском постриге.

К числу произведений, выполненных Рублёвым, относят мес­тный чин иконостаса Успенского собора «на Городке» в Звениго­роде и фрагменты фресок этого храма. В 1405 г. вместе с Феофа­ном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублёв участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Московском Кремле. Именно здесь великие иконописцы впервые создали высокий иконостас, закрывающий алтарь полностью от глаз прихожан и получивший название «русский». До этого времени иконостас представлял собой невысокую перегородку.

Известно, что Андрей Рублёв расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.), Троицкий храм в Троице-Сергиевой лавре

Что же такое икона? Греческое слово «ейкон» - значит образ. Икона есть видимый образ невидимого мира. Как называется эта икона? Что значит «Троица»? Это прообраз триединого бога. Это три его ипостаси. Что такое ипостась? Искусство иконописи пришло к нам из Византии в 10 веке, и вскоре на Руси появилась своя иконопись. Авторов большинства из них мы не знаем, так как иконы не подписывались. Несведущему зрителю иной раз кажется, что все иконы похожи, но это не так. Сравните «Троицу» А. Рублева и «Троицу» (Новгородская школа иконописи)

На экране (см. Слайд-презентацию№12)

Иконы Пресвятой Богородицы на Руси

К Ней прильнул и замер без движенья, 
Весь - порыв, и воля, и вопрос. 
А Она в тревоге и в печали 
Через зыбь грядущего глядит 
В мировые рдеющие дали.

  • Владимирская Богоматерь нач.12в.
  • Феофан Грек Богородица Умиление
  • Феофан Грек Успение Богородицы
  • В.Васнецов Богоматерь с младенцем Владимирский собор Киев
  • Богоматерь Владимирская.

Одним из лучших образцов константинопольской церковной живописи нача­ла XIIв. была Богоматерь с Младенцем Христом. Эту икону привезли на корабле из Константинополя, и уже на Руси она получила название Владимирской. Ныне хранится в Государственной «Третьяковской галерее».

От первоначальной живописи после неоднократных реставрации сохранились лишь лики Богоматери и Христа. Богоматерь изображена в иконографическом типе Умиления, когда Младенец своей щекой прижимается в щеке Матери. Изумительное по своей одухотворённости лицо Богоматери, проникающий в душу взгляд печальных глаз ставят это произведение неизвестного византийского мастера в один ряд с лучшими творениями средневековой живописи. Тонкий, слегка изогнутый нос, маленькие бесплотные губы, большие удлинённые глаза, несмотря на условность изображения, замечательно передают глубину переживаний Богоматери, предчувствующей судьбу Сына. Порывисто, будто ища зашиты, прижимается к Марии Младенец Христос. Живописное, мягкое письмо пе­редаёт рельеф ликов, сообщая им осо­бое духовное благородство. Образ Богоматери с Младенцем Христом впоследствии получил особое распро­странение на Руси.