Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по культурологии. Часть 3 - Готическое искусство и архитектура

Печать

Готическое искусство и архитектура

На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенст-вования общественных отношений приходил новый стиль -- готиче-ский. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и свет-ские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные руко-писи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков.

Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначаль-но слово готика использовалось авторами итальянского Возрожде-ния как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и ис-кусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «го-тика» было ограничено периодом позднего, высокого или классичес-кого средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

Основным представителем и выразителем готического пери-ода была архитектура.

Хотя огромное число памятников готики бы-ли светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил раз-витие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полней-шей реализации.

Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным призна-ком готического стиля.

Средневековые церкви имели мощные камен-ные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали реб-ристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, рас-положенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сто-рон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя ранне-готические церкви допускали широкое варьирование форм, при возве-дении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преиму-щества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов.

Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные про-емы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция.

С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высо-кой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбаланси-рованных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических собо-ров. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры позд-ней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского со-бора. Принципиально новые решения интерьера были найдены авто-ром собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Анг-лию. В Италии оно было не столь сильным.

Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в ка-честве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готичес-кая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру пре-имущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фи-гуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-ко-лонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвест-ная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас -- статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму ко-лонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который тем не менее придает фи-гурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так называемый классический стиль достигает кульми-нации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора.

Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года на Ко-ронационном портале собора Парижской богоматери и после 1225 го-да на западном портале Амьенского собора, производящие впечат-ление ряби, классические черты оформления поверхностей начина-ют уступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на ма-леньких головках локоны и манерные позы производят парадок-сальное впечатление синтеза натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.