Шпаргалки к экзамену

ответы на билеты

  • Full Screen
  • Wide Screen
  • Narrow Screen
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Ответы к экзамену по социальной философии - Научно-техническая революция

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по социальной философии
Античные представления о человеке
Специфика восточной культурной традиции в понимании человека
Представления о человеке в философии Средневековья и эпохи Возрождения
Проблема человека в новоевропейской философии
Образ человека в русской философии
Современные подходы к пониманию человека
Соотношение биологического, психологического и социального в человеке
Проблема соэволюции человека и природы
Понятие личности
Свобода и ответственность личности
Проблема смерти и бессмертия человека
Исторические и социальные типы личности
Социокультурная идентичность современного человека
Понятие культуры
Современный этап научно-технического прогресса
Виртуальная реальность как новый мир современного человека
Общество как предмет философского анализа
Становление и развитие социально-философской проблематики
Бытие социального
Проблема природных факторов общественного развития
Источники саморазвития общества
Роль личности в истории
Цивилизационный и формационный подходы к истории
Насилие и ненасилие в обществе
Проблема общественного прогресса в философии
Экономическая сфера общественной жизни
Человек и техника
Научно-техническая революция
Понятие социальной сферы общества
Социальные отношения
Власть и политика
Политическая деятельность
Человек и политический процесс
Мораль, справедливость и право
Семья и брак
Духовная сфера жизни общества, ее структура
Глобализация человеческой деятельности
Проблема глобальной безопасности
Прогнозирование будущего
Национальная стратегия России в глобализирующемся мире
Все страницы

Научно-техническая революция, ее воздействие на исторический процесс


Начало научно-технического прогресса датируется XVI— XVIII вв.— временем необычайно бурного социального и эконо­мического развития. Нужды торговли, мореплавания, мануфак­турного производства потребовали теоретического и экспериментального решения ряда практических, промышленных задач. Дальнейшее развитие производительных сил становилось не­возможным на прежней основе. Правда, техника как материализация знаний, так или иначе, всегда включала в себя резуль­таты научного познания. И в этом смысле развитие техники с самого начала предполагало и развитие науки. Однако только с переходом к машинному производству была выдвинута в качестве самостоятельной задача развития науки с целью использования ее результатов для развития техники.

В общем ходе научно-технического прогресса выделяются особо крупные этапы, связанные с качественным преобразова­нием производительных сил, приводящие к резкому увеличению производительности труда. Они характеризуют этапы научно-технической революции. Главное направление современной научно-технической революции, составляющей новую эпоху (второй этап) в раз­витии научно-технического прогресса,— автоматизация, свя­занная с научными достижениями в области автоматики, электроники, вычислительной техники. Современная научно-техническая революция есть коренная перестройка в развитии производительных сил, а ее основные черты - превращение науки в ведущую силу произ­водства, внедрение автоматического управления, изменение технологических методов производства и форм его организа­ции. Все это предполагает качественную психологическую и нравственную перестройку, а также изменение всего образа жизни человека. Таким образом, научно-техническая революция затрагивает не только производственно-технологические, эконо­мические процессы, но развивая человеческий фактор, ведет к изменениям в социальной сфере, ускоряет ритм самой жизни, изменяет характер и формы общения людей: она, кроме того выводит человечество на решение ряда актуальных проблем глобального социального масштаба: экологических, социально-генетических, проблем искусственного интеллек­та и др. Важным направлением совершенствования технологии является ресурсосбережение. В этих целях используются экономичные виды металлопродукции, синтетические и другие прогрессивные материалы, улучшаются технико-экономические и повышаются прочностные характеристики конструкционных материалов. Научно-техническая революция выдвинула на передний план проблему применения техники нового типа. Подобная техника - электронно-вычислительные машины (ЭВМ), автоматизированные системы управления (АСУ) - в наше проникла в самые разнообразные области народного хозяйства, науки. Рост производительности труда основывается на двух других отмеченных направлениях этого воздействия. Помимо основных факторов влияния техники на общество можно назвать так же и некоторые другие: форму технических средств, их структуру, материал, технологические методы воздействия. Техника развивается под воздействием общественных, в том числе и производственных потребностей, то есть переход от орудий ручного труда к машинной производственной технике диктовался всей совокупностью производственных социально-экономических, технологических, научных предпосылок и требований.

Но как и в любой другой отрасли знаний в технике существуют свои проблемы и противоречия т. к. развитие техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны без техники просто невозможно представить развитие человечества, а с другой техника - мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия.

На современном этапе своего развития научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами: превращением науки в непосред­ственную производительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве; новым этапом общественного разделения труда, связан­ным с превращением науки в ведущую сферу экономиче­ской и социальной деятельности, приобретающей массо­вый характер; качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости; изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса в научный процесс; возник­новением на этой основе материально-технических пред­посылок преодоления противоположности и существен­ных различий между умственным и физическим трудом; созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами; огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации и т.д.



You are here: