Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры к экзамену по “Экономической географии”. Часть 1

Печать
Индекс материала
Шпоры к экзамену по “Экономической географии”. Часть 1
Экономическое районирование России
Экономическое районирование России. Федеральные округа.
Экономика Российской Федерации
География угольной промышленности России
Факторы размещения производительных сил.
Развитие и размещение отраслей рыночной спец-ции промышленности Северо-Западного ф. округа
Инновации и их влияние на размещение производительных сил и на территориальную организацию хозяйства
Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности Сибирского федерального округа
География теплоэнергетики России
Развитие и размещение отраслей рыночной специализации Южного федерального округа.
Характеристика программно-целевых территориально-производственных комплексов
Развитие и размещение отраслей рыночной специализации хозяйства Уральского федерального округа в условиях перехода к рынку
Закономерности размещения производительных сил
Развитие и размещение отраслей рыночной специализации хозяйства Приволжского федерального округа.
География и экономическая оценка топливно-энергетических ресурсов России
География транспортного машиностроения России
География природно-ресурсного потенциала России и его экономическая оценка
Системы показателей методов анализа и определения рыночной специализации и комплексного развития регионов.
География природно-ресурсного потенциала России
Принципы экономического районирования.
Современные энергетически проблемы России
Региональные эколого-экономические проблемы России
География теплоэнергетики России
Экономико-географическая характеристика черной металлургии России
Региональная экономическая политика и стратегия России в условиях формирования рынка
Предмет экономической географии
Все страницы

Шпоры к экзамену по Экономической географии

(для студентов 1 курса и ФНО)

Транспортный комплекс России.  География важнейших железнодорожных магистралей. Современные проблемы развития транспорта в условиях становления рынка.

 

Транспорт - особая сфера материального пр-ва и самосто­ятельная отрасль народного хоз-ва. С его помощью осуществляют­ся связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри эк-ких районов и между ними, формируются межгосударствен­ные связи. Транспорт - необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение пр-ва. Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета которых нельзя обеспечить эффек­тивное размещение пр-ва. Транспортные затраты увеличивают стоимость продукции. Основные виды транспорта – ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный, они образуют единую транспортную систему РФ. Уровень развития транспортной системы различается по районам. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, ж/д и внутренний водный транс­порт, а в перевозке пассажиров – ж/д и автомо­бильный. Наиболее развитой транспортной систе­мой выделяются Центральный, Северо-Западный (кроме европей­ского Севера), Южный, Приволжский федеральные округа, наи­менее развитой  Дальневосточный и Сибирский.

Главная роль принадлежит ж/д транспорту - он основное звено транспортной системы России - обеспечивает 3/5 грузооборота и 25 пассажирооборо­та. Ж/д транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния. Основными грузами ж/д являются: уголь, кокс, нефть, и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, с/х грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения. Ж/д транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать мас­совые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимо­стью перевозок. Однако, учитывая большие кап вло­жения, затрачиваемые на постройку ж/дорог, его использова­ние наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков. По протяженности ж/дорог общего пользования Россия занимает 3 место в мире, уступая США и Канаде, и на ее долю приходится 7% всех ж/дорог мира. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог сосредоточена в европейской части страны. Размещен ж/д транспорт неравномерно. Размещение складывалась под влиянием географического положения Москвы, портовых городов на Балтийском и Черном морях, расположе­ния угольной и металлургической баз Украины и Урала. В центральных районах образовалась радиально-кольцевая систе­ма транспортной сети. От Москвы ж/дороги лучеобразно рас­ходятся по 12-ти направлениям, а на некотором расстоянии от нее соединяются кольцевыми линиями. В Сибири и на Дальнем Востоке ж/д сеть менее раз­вита. В восточных рай­онах основная Транссибирская магистраль проходит от Челябинска до Владивостока. Между Западной Сибирью и Уралом через Северный Казахстан проложены параллельные железнодорожные линии: Южно-Сибирская и Средне-Сибирская. В Западной Сибири железная дорога Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой соединила нефтяные и газовые месторож­дения Западной Сибири с Транссибом и оказала большое влияние на их освоение.

Проблемы развития и размещения. Слабое развитие внутреннего транспортного рынка обостряет проблему государственного регулирова­ния и разработки антимонопольного механизма в условиях есте­ственной монополии. Остро стоит проблема развития инфраструктуры транспорт­ного комплекса. Это традиционно отсталая сфера. До кризиса толь­ко 6 часть капиталовложений вкладывалась в инфраструкту­ру, обеспечивающую продвижение грузов, а остальное - в транс­портные средства и их обеспечение. В результате эффективность работы была невысока: вагоны лишь треть времени находились в пути с грузом, а суда и автомобили - не более половины.