Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по отечественной историографии

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по отечественной историографии
Историческая проблематика в нелетописных произведениях Др. Руси
Историографическая характеристика ПВЛ
Историческая проблематика в русской литературе 13 - 15 века.
Русское летописание 16-17 веков.
Русская историография 2 половины 17 века
Русская историография в первой четверти 18 века
В.Н.Татищев как историк
Немецкая академическая школа и её роль в отечественной историографии
Ломоносов и его борьба с немецкими академическими историками
Исторические труды Щербатова
Исторические воззрения И. Н. Болтина
Российская историография 18 века
Эволюция политических и исторических воззрений Н. М. Карамзина
Историографическая характеристика Истории государства Российского Н. М. Карамзина
Отклики современников на Историю государства Российского
Полевой и его история русского народа
Политические взгляды и историческая концепция М. П. Погодина
Исторические взгляды славянофилов
С.М.Соловьёв и его роль в отечественной историографии
Кавелин (1818-1885) как историк – идеолог государственной школы
Чичерин (1828-1904) как историк – теоретик государственной школы
Н.И. Костомаров и его сочинения
Ключевский и его роль в отечественной историографии
Д. И. Иловайский и консервативное направление в отечественной историографии
П. Н. Милюков как историк
С.Ф.Платонов и его исторические взгляды
Российская историография на рубеже 19-20 веков
Исторические взгляды М. Н. Покровского
Е. В. Тарле
Советская историография
Буржуазно-дворянские историки в 1920-е - начале 1930-х годов
Марксизм в отечественной историографии в 1890-х - 1930-х годах
Советская историография в 1930-х - сер. 1950-х.
Советская историография в условиях оттепели
Советская историография середины 1960-х - 1980-х
Советская историография в условиях перестройки
Российская историческая наука на современном этапе
Историография революции 1917 года
Великая Отечественная Война в советской и постсоветской историографии
Образование древнерусского государства в отечественной историографии
Монгольское завоевание в отечественной историографии
Опричнина в отечественной историографии
Смута в русской историографии
Петр I в отечественной историографии
Все страницы


Ответы к экзамену по отечественной историографии


  Предмет историографии

Основоположник – К.Н.Бестужев-Рюмин → 1872, СПб «Биографии и характеристики» (сборник статей о рус. историках), предмет – история исторической науки. Другой взгляд - Коялович 1884 – «История рус. самосознания по ист.памятникам и научным сочинениям», и/гр – не сумма биографий, а процесс развития ист. мысли, часть самосознания народа. Погоня за объективностью бессмысленна, любой историк субъективен, главное – выделить специф.черты своей национальной традиции. Иконников – «Опыт русской и/гр» описал историю создания, введения в ист.оборот источников, становление археографии, отказ от выявления закономерностей, т.е ист.сочинение ценно не концепцией историка, а источниковой базой. Против – Милюков, заявил, что такой подход не позволяет выделить главного, с Кояловичем не согласен в том, что внимание именно русскому, нац-му. Лаппо-Данилевский подменял и/гр историей философских идей. В целом, 2 подхода: 1.дисциплинарные рамки изучающие, процесс накопления самого знания. 2. Внимание к интеллектуальному содержанию, развитию ист.мысли. Необходим синтез, помешал 1917, после которого многое из доревол. наследия в понимании предмета и/гр было утрачено. Покровский – 1923 «Борьба классов», гл.содержание ист.сочинений. 1941 -Рубинштейн «Русская и/гр” (лучший учебник по ист-гр!), предмет и/гр – история ист.науки, взятая в контексте развития обществ.мысли и истории как таковой, тогда это не нашло поддержки. 1950е– “Очерки истории ист.науки в СССР” многотомник, и/гр – изучение истории накопления знаний о развитии общества, усоверш-я методов исследования, борьбы течений в истолковании общественных явлений, близко к ист.общественной мысли. Иллерицкий и Кудрявцев – учебник “И-графия истории СССР с др-ших времён до Великой Октябрьской”, прежде всего нужно установить классовую сущность ист.теорий, акцент на изучение револ.направления. В н.60х(70х?) – дискуссия в журн. “История СССР” о периодизации сов.ист.науки. Шапиро – за включение научных знаний в жизнь. Его поддержал Шмидт – история проникновения знаний о развитии человечества в общество +интерес общества к ист.знаниям, важно, что по этому поводу думают люди “с улицы”. Не согласился Сахаров.

Т.о., в предмет входит: 1.ист.концепции 2. процесс накопления знаний 3. организация науч.исследований 4. ист.представления общества. Др. отрасли: 1. История общ.мысли, анализ через призму своих воззрений, часто кр.историки=кр.деятели общ.мысли→ Щербатов - заметка о повреждении нравов. Карамзин – как осн-к конс-ма, Погодин – теория офиц.народности, Кавелин и Чичерин – либералы, Туган-Барановский - лев.либерал.

2.история полит.борьбы. Изменения в полит.курсе влияют на историю, т.к. власть выбирает ту “историю”, которая ей приемлема→Татищев, Карамзин; в 20в. Кареев, Лучицкий, ключ-й, милюков.

3. Теория и методология истории.Современная ист-гр. – на основе идей Сахарова: ист-гр. изучает процесс развития ист.науки и его закон-сти. Ковальченко – “Методы ист.исследования” отметил основные варианты исп-я понятия и-фии.