Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по отечественной историографии - Политические взгляды и историческая концепция М. П. Погодина

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по отечественной историографии
Историческая проблематика в нелетописных произведениях Др. Руси
Историографическая характеристика ПВЛ
Историческая проблематика в русской литературе 13 - 15 века.
Русское летописание 16-17 веков.
Русская историография 2 половины 17 века
Русская историография в первой четверти 18 века
В.Н.Татищев как историк
Немецкая академическая школа и её роль в отечественной историографии
Ломоносов и его борьба с немецкими академическими историками
Исторические труды Щербатова
Исторические воззрения И. Н. Болтина
Российская историография 18 века
Эволюция политических и исторических воззрений Н. М. Карамзина
Историографическая характеристика Истории государства Российского Н. М. Карамзина
Отклики современников на Историю государства Российского
Полевой и его история русского народа
Политические взгляды и историческая концепция М. П. Погодина
Исторические взгляды славянофилов
С.М.Соловьёв и его роль в отечественной историографии
Кавелин (1818-1885) как историк – идеолог государственной школы
Чичерин (1828-1904) как историк – теоретик государственной школы
Н.И. Костомаров и его сочинения
Ключевский и его роль в отечественной историографии
Д. И. Иловайский и консервативное направление в отечественной историографии
П. Н. Милюков как историк
С.Ф.Платонов и его исторические взгляды
Российская историография на рубеже 19-20 веков
Исторические взгляды М. Н. Покровского
Е. В. Тарле
Советская историография
Буржуазно-дворянские историки в 1920-е - начале 1930-х годов
Марксизм в отечественной историографии в 1890-х - 1930-х годах
Советская историография в 1930-х - сер. 1950-х.
Советская историография в условиях оттепели
Советская историография середины 1960-х - 1980-х
Советская историография в условиях перестройки
Российская историческая наука на современном этапе
Историография революции 1917 года
Великая Отечественная Война в советской и постсоветской историографии
Образование древнерусского государства в отечественной историографии
Монгольское завоевание в отечественной историографии
Опричнина в отечественной историографии
Смута в русской историографии
Петр I в отечественной историографии
Все страницы
Политические взгляды и историческая концепция М. П. Погодина


(1800-75). Издавал журналы “Московский Вестник” (1827-30) и “Москвитянин” (1841-56). в восторге от Истории госуд. Российского (Карамзин) и от «Нестора» (Шлецер).

Политические взгляды длительное время в духе «официальной народности», в русле охранительной идеологии николаевской России, его называют проправительственным консерватором и монархистом. Однако, личный характер отношений с Уваровым позволял Погодину в письмах к министру критиковать отдельные аспекты политики царского правительства.

«Исторические размышления об отношениях Польши и России» - полякам не надо автономию! Но при этом предлагал сохранить польскую самобытность (язык, культуру и т.д) был панславистом, необходимо поощрять развитие славянских национальных культур, взращивать преданные России кадры славянской интеллигенции, организовывать за границей пропаганду славянского дела.

Статья «Параллель русской истории…» Гос-во на Западе является продуктом завоевания, отсюда и появились классы (Гизо), эта схема универсальна для Запада. Параллельный процесс в России – всё иначе, гос-во образуется вследствие призвания, а не завоевания. Революции бояться не стоит, т.к. не было завоевания. Учиться у Запада необходимо, но только техническим новациям.

Погодин близок к славянофилам по ряду вопросов (отстаивание гласности и независимого общественного мнения, пожелание созыва представительного совещательного органа), но расходился с ними по другим вопросам: не идеализировал общину, не призывал вернуться к старомосковским порядкам. Реформы нужны, но они должны косвенно укреплять великодержавность.

Методология. Свой метод называл математическим. Главное - создать упорядоченные картины прошлого, глобальный подход, свято придерживаться источников. Изучать не только действия, но и побуждения – интеллектуальная история, эмоциональная составляющая (см. Щербатов) + соц. история, история повседневности. Требования к ист. сочинению: писать просто и понятно, интересно, живо, представлять героев в соответствии с современным уровнем знаний. В 1871 «Др/рус источники домонгольского периода» собрал кусочки в ед.текст. + работы «О происх-и Руси», «Исследования, замечания и лекции по русской истории».

Историческая концепция: симбиоз национального идеализма и этатизма. Русский народ в исторических трудах как материал, почва, на которой др. субъекты истории возводили здание государственности и культуры. Погодин отводил государству решающую роль в истории народа.

Периодизация:

- норманнский

- удельный – от смерти Ярослава до монголов

- монгольский – до образования Московского гос-ва

- новая эпоха европейско-русская, национально-самобытная, ей принадлежит будущее

Признаёт призвание, варяги = русы = скандинавы, однако славяне как особый народ были известны задолго до Рюрика, жили общинами, управлялись старейшинами. Это объясняет, почему варяги растворились в славянском населении. Гл. итог призвания – династия, государство как нечто целое – с Ярослава. Власть с самого начала строго централизована, доказательство – тесные родственные узы князей. Просто перемещаются центры власти: Новгород – Киев – Москва – СПб. Пётр только продолжает дело варяжских князей. Иван Грозный - очень негативная оценка, слабый человек, ничтожный политик, централизация = естественное положение хода госстроительства, начавшегося задолго до него. Он не делит правление Ивана грозного на 2 этапа, опричнина – результат изменения не в Иване 4, а в его окружении. О Годунове писал с уважением, сожалел о его трагической судьбе, Петром восхищался.

Ключевский считал, что Погодина “надо помнить… как урок… как предостережение, чего не следует повторять”. Славянофил Беляев отмечал, что погодинские “исследования последующим исследователям надолго будут верною указкою”. По отзыву одного из учеников Погодина, “он учил нас любить науку, любить и уважать Россию, ценить те великие тяжелые жертвы, которые древняя Русь умела принести ради сохранения своего самостоятельного бытия… Он учил нас сознавать себя русскими”.