Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по отечественной историографии - Советская историография в 1930-х - сер. 1950-х.

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по отечественной историографии
Историческая проблематика в нелетописных произведениях Др. Руси
Историографическая характеристика ПВЛ
Историческая проблематика в русской литературе 13 - 15 века.
Русское летописание 16-17 веков.
Русская историография 2 половины 17 века
Русская историография в первой четверти 18 века
В.Н.Татищев как историк
Немецкая академическая школа и её роль в отечественной историографии
Ломоносов и его борьба с немецкими академическими историками
Исторические труды Щербатова
Исторические воззрения И. Н. Болтина
Российская историография 18 века
Эволюция политических и исторических воззрений Н. М. Карамзина
Историографическая характеристика Истории государства Российского Н. М. Карамзина
Отклики современников на Историю государства Российского
Полевой и его история русского народа
Политические взгляды и историческая концепция М. П. Погодина
Исторические взгляды славянофилов
С.М.Соловьёв и его роль в отечественной историографии
Кавелин (1818-1885) как историк – идеолог государственной школы
Чичерин (1828-1904) как историк – теоретик государственной школы
Н.И. Костомаров и его сочинения
Ключевский и его роль в отечественной историографии
Д. И. Иловайский и консервативное направление в отечественной историографии
П. Н. Милюков как историк
С.Ф.Платонов и его исторические взгляды
Российская историография на рубеже 19-20 веков
Исторические взгляды М. Н. Покровского
Е. В. Тарле
Советская историография
Буржуазно-дворянские историки в 1920-е - начале 1930-х годов
Марксизм в отечественной историографии в 1890-х - 1930-х годах
Советская историография в 1930-х - сер. 1950-х.
Советская историография в условиях оттепели
Советская историография середины 1960-х - 1980-х
Советская историография в условиях перестройки
Российская историческая наука на современном этапе
Историография революции 1917 года
Великая Отечественная Война в советской и постсоветской историографии
Образование древнерусского государства в отечественной историографии
Монгольское завоевание в отечественной историографии
Опричнина в отечественной историографии
Смута в русской историографии
Петр I в отечественной историографии
Все страницы
Советская историография в 1930-х - сер. 1950-х.


В результате «академического дела», «дела союзного бюро меньшевиков» (пострадал Рязанцев), сложилась однородность историков: не стало немарксистов и академических марксистов. Лидером марксистской истории до 1932 был Покровский.

Правительство и партия уделяли большое внимание становлению марксистской исторической науки. В постановлении ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР» 1934 были подвергнуты критике упрощенчество и схематизм в понимании исторического процесса, восстановлено понятие полнокровной гражданской истории. В постановлении содержались указания о введении курса гражданской истории в университетах и школах. Вместо гражданской истории преподавание на основе теории формаций.

1934 в Московском и Ленинградском университетах открылись исторические факультеты. постановление «О введении в начальной и неполной средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР». в 1935-1936 были открыты исторические факультеты во многих университетах страны.

Параллельно начинается критика Покровского. Итог: 2 сборника «Ошибки школы Покровского». Обвинения Покровского: национальный нигилизм, недочет влияния государственных деятелей; преувеличение роли торгового капитала.

Вновь начались репрессии в отношении историков. Пострадали декан истфака Ленинградского университета Зайдель, декан истфака МГУ Фридленд, Данилин, Пионтковский, Дубровский.

В 1930-е исторические труды по содержанию государственные, по форме марксистские. Апогей – «Краткий курс истории ВКП (б)». Сталин сам писал замечания.

«Краткий курс истории ВКП (б)» - 1938. Симпатии – сильным властителям: Наполеон, Петр I, Иван Грозный. Ранние эпохи почти не затрагивает, ограничивается частными замечаниями. Россия в XIX в. – отсталая страна, но уровень развития достаточен для смены формации. Чтобы сохранить самостоятельность и улучшить жизнь масс, в 1912 создается большевистская партия (тогда были исключены «меньшевики–ликвидаторы»). Критиковал больше всего меньшевиков, либералов, черносотенцев, а главный враг – Троцкий. В основу гражданской истории России легла история партии. Публикация «Курса» началась в «Правде», затем вышел отдельным изданием.

1938 «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП (б)», которое обосновывало издание учебника необходимостью «дать партии ... руководство, представляющее официальное, проверенное ЦК ВКП (б) толкование основных вопросов истории ВКП (б) и марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований».

Одновременно разработка учебников, выбор на конкурсной основе. 1936 «Об учебниках по истории» изложены условия конкурса на лучший учебник по истории, появились замечания Сталина, Кирова и Жданова на конспекты учебников по истории - необходимость сочетания марксистско-ленинской теории с анализом исторических источников, отказа от схематизма, догматизма. Выбран школьный учебник МГПУ под ред. Шестакова. В 1940 – учебник для средних школ под ред. Панкратова. В 1939 – 1940 создание учебника для университетов.

Сделано все для максимальной централизации науки: диктат марксистов.

1929 – РАНИИОН – Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук, передали в Коммунистическую Академию, в 1928 создан институт Маркса-Энгельса-Ленина, 1929 выделился Институт Истории из Института красной профессуры, 1932 создана Высшая партийная школа. Параллельно создаются Академические учреждения: 1933 – Историческая комиссия АН, 1936 – Институт истории АН, 1938 – ликвидирован Институт красной профессуры.

Т.о. создана единая централизованная система.

Историки делились на исследователей и преподавателей. В 1940 создан Отдел науки в Отделе пропаганды.

ВОВ повлекла за собой:

· Интерес к военной истории

· Работы пропитаны пропагандой

· Много работ по Грозному: Базилевич, Бахрушин, Смирнов, Виппер

В первое послевоенное десятилетие историческая наука развивается в том же направлении. До 1956 не было изменений в трактовках. Период наоборот, наиболее пропитан конъюнктурой:

· удревнение датировок. Греков, Лужков «Общественно-политический строй и право Древней Руси», «Древнерусское право»: Русь – переходный период удельного права, феодализма, XI век – феодализм. Рыбаков «Ремесло Древней Руси»: на Руси не было ремесленных цехов лишь по документам, реально же существовали. Работы по истории отечественного капитализма: в XVII веке были мануфактуры. Струмилин «История черной металлургии в СССР»; Дружинин «Генезис капитализма в России».

· много работ по внешней политике. Коффенгаузен «Петр 1 и его время»; Тарле «Рус. внешняя политика в Средиземноморье».

· работы по ВОВ, но писали только о победах. Воробьев, Кравцов.

· полемика с западными авторами о предвоенной ситуации. 1946 сборник «Международные отношения», 1948 сборник «Фальсификация истории»: о секретных протоколах не упоминается.

· антисемитские кампании. Против Минца выступал Сидоров, упрекая в недооценке роли русского народа в рабочем движении. Рубинштейна упрекали за недооценку русского народа, переоценку нем. влияния на историографию. В институте русской литературы «обнаружена» группа. Кертман уволен из-за фразы «в лейбористской партии есть реформистское течение и революционное». Больше всего пострадали историки по всеобщей истории: Зубак, Тарле, Деборин – многие уволены.