Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по отечественной историографии - Немецкая академическая школа и её роль в отечественной историографии

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по отечественной историографии
Историческая проблематика в нелетописных произведениях Др. Руси
Историографическая характеристика ПВЛ
Историческая проблематика в русской литературе 13 - 15 века.
Русское летописание 16-17 веков.
Русская историография 2 половины 17 века
Русская историография в первой четверти 18 века
В.Н.Татищев как историк
Немецкая академическая школа и её роль в отечественной историографии
Ломоносов и его борьба с немецкими академическими историками
Исторические труды Щербатова
Исторические воззрения И. Н. Болтина
Российская историография 18 века
Эволюция политических и исторических воззрений Н. М. Карамзина
Историографическая характеристика Истории государства Российского Н. М. Карамзина
Отклики современников на Историю государства Российского
Полевой и его история русского народа
Политические взгляды и историческая концепция М. П. Погодина
Исторические взгляды славянофилов
С.М.Соловьёв и его роль в отечественной историографии
Кавелин (1818-1885) как историк – идеолог государственной школы
Чичерин (1828-1904) как историк – теоретик государственной школы
Н.И. Костомаров и его сочинения
Ключевский и его роль в отечественной историографии
Д. И. Иловайский и консервативное направление в отечественной историографии
П. Н. Милюков как историк
С.Ф.Платонов и его исторические взгляды
Российская историография на рубеже 19-20 веков
Исторические взгляды М. Н. Покровского
Е. В. Тарле
Советская историография
Буржуазно-дворянские историки в 1920-е - начале 1930-х годов
Марксизм в отечественной историографии в 1890-х - 1930-х годах
Советская историография в 1930-х - сер. 1950-х.
Советская историография в условиях оттепели
Советская историография середины 1960-х - 1980-х
Советская историография в условиях перестройки
Российская историческая наука на современном этапе
Историография революции 1917 года
Великая Отечественная Война в советской и постсоветской историографии
Образование древнерусского государства в отечественной историографии
Монгольское завоевание в отечественной историографии
Опричнина в отечественной историографии
Смута в русской историографии
Петр I в отечественной историографии
Все страницы
Немецкая академическая школа и её роль в отечественной историографии


Проблема отсутствия собственной науки – необходимость «импортировать» её. 1726 – открыта Академия Наук. Живет своей жизнью, нет своей академической традиции. В АН входили – Байер, Миллер, Шлёцер.

В 1730г. в АН приглашён Готфрид-Зигфрид Байер приехал в Россию, чтобы найти материал по истории Китая. Не знал русского языка. Составил учебник для ПетраII по всеобщей ист. Согласно учебнику - сотворение мира в 2394г до. Р.Х., далее классическая схема 4х монархий (Ассиро-Вавилонское, Персидское, Греческое, РИ), семья – зародыш общества, монарх = отец. Всё что было далее, не представляло для Б. интереса. В 1733г. Б. становится редактором ж-ла «Комментарии», начинает заниматься русскими сюжетами. В 1735 – статья «О варягах»→ норманнская теория, нет принципиальных отличий от ПВЛ. Утверждает, что варяги (=скандинавы) завоевали новгородцев (исстари русами владели варяги, потом их прогнали, затем междоусобица и Гостомысл велел снова позвать). Также «О происхождении Руси», «География Руси и соседних областей». В остальном работы Б. по России основаны на данных греч. и латинских писателей +сканд-е источники имеют узкий ист-геогр. уклон (скифы, киммерийцы, гипербореи, рус-визант.отношения). не интересуется политикой, называли русофобом. Приёмы критики источника, онаучивание. Разные оценки – Рубинштейн: отличное знание визант-х и сканд-х источников, Тихомиров: «бездарный, малоразвитый и воинствующий немец», данными Б. пользовался Татищев.

Герард-Фридрих Миллер в Россию приехал в 1725г по приглашению АН. С 1732 редактор «СПб ведомостей», в качестве приложения издаёт «Ежемесячные ист., генеалог. и геогр. примечания». Создал журнал «Собрание российской истории» – на нем.языке с 1732г, там печатались источники и статьи по рус.ист., там началась публикация Начальной Рус. летописи. В 1733-43 участвовал в Сибирской экспедиции Беринга, изучил архивы Сибири и Приуралья, актовые материалы, этнография и география, археологические памятники, быт, фольклор}очень богатый материал→ «портфели Миллера» (38 фолиантов копий актового материала, большие папки, полный комплекс источников по истории Сибири). Составлена история Сибири «Описание Сибирского царства»(1750). В 1944 подал план «Для сочинения истории и географии Рос.империи». В 1747г. назначен историографом. В 1747г. предлагает создать департамент истории. В 1748г – переходит в русское подданство. Спор между Миллером и Ломоносовым. – «Диссертация о начале р. народа и отчего оный так называется» - сочли, что она предосудительна для России: 1. Славяне пришли с Дуная на Днепр при Юстиниане(6в.), т.е. уже в христианские времена 2. На севере живут варяги = скандинавы. «Русь» – с финского «рассолайны» = шведы 3. Развитие норманнской теории, которую начал Байер. Гл.оппонент – Ломоносов, утверждал, что Миллер неуважительно относится к русскому народу. диссертацию приказано уничтожить, т.к. она предосудительна. В 1754 возобновляет «Ежемесячные сочинения», работы по Сибири, создал географ.карты по Сибири, археографическая деятельность, работы по истории Пскова и Новгорода, «Опыт новейшей русской истории». Издал ИР Татищева, Судебник 1550г, Манкиева, Степенную книгу, документы Петра, письма Петра к Шереметьеву. «Описание земли камчатки Крашенинникова и т.п. Огромная роль – новый подход к источникам.

Август Людвиг Шлёцер К 1765г. профессор и ему разрешают поездку в Германию. Из р. историков уважал Татищева и Байера.

В начале 19 в. пишет «Нестор». Оставил свою автобиографию.

В 1764г составил план изучения русской истории:

1. изучение отечественных памятников

2. изучение иностранных памятников

3. создание корпуса источников на основе 1 и 2 пунктов

Методология

источники нужно разрабатывать на 3х ступенях:

1) критическая (малая критика) - выявить первородный текст источника, собрать макс. кол-во списков, выявить наиболее точный вариант, снять наслоения – ошибки переписчиков

2) грамматическая (средняя) критика – выяснить современный смысл древних слов

3) высшая критика (критика дела) – через сопоставление источников, реконструировать то значение, которое имел в виду историк и проверить его данные.Например, в «Несторе»→ Что Нестор писал действительно? Что он под этим разумел? Правильна ли его мысль? Всеобщая история-функция цивилизации – римляне. Эту функцию по отношению к славянам берут на себя скандинавы. Европейская цивилизация является продуктом завоевания (Погодин, Тизо также думали).

Периодизация (полемизировал с Ломоносовым):

1. 862-1015(до смерти Владимира) – рождающаяся Россия

2. 2. 1015-1216 – разделённая Россия

3. 3. 1216-1462 – угнетённая Россия

4. 1462-1682 - побеждающая Россия

5. 1682 (с Петра…) - преображённая Россия

Оценки Шлёцера: высоко ценили Карамзин, Соловьев, Милюков. Кайлович – негативно, в сов. историографии– в конце 50-х – нач.60х – негативная оценка. В конце 60-х – 70-е – взвешенные оценки: Рубинштейн «Русский историограф», Черепнин – признавали заслуги Ш. Как первого профессионального историка России зап. происхождения.