Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по отечественной историографии - Ломоносов и его борьба с немецкими академическими историками

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по отечественной историографии
Историческая проблематика в нелетописных произведениях Др. Руси
Историографическая характеристика ПВЛ
Историческая проблематика в русской литературе 13 - 15 века.
Русское летописание 16-17 веков.
Русская историография 2 половины 17 века
Русская историография в первой четверти 18 века
В.Н.Татищев как историк
Немецкая академическая школа и её роль в отечественной историографии
Ломоносов и его борьба с немецкими академическими историками
Исторические труды Щербатова
Исторические воззрения И. Н. Болтина
Российская историография 18 века
Эволюция политических и исторических воззрений Н. М. Карамзина
Историографическая характеристика Истории государства Российского Н. М. Карамзина
Отклики современников на Историю государства Российского
Полевой и его история русского народа
Политические взгляды и историческая концепция М. П. Погодина
Исторические взгляды славянофилов
С.М.Соловьёв и его роль в отечественной историографии
Кавелин (1818-1885) как историк – идеолог государственной школы
Чичерин (1828-1904) как историк – теоретик государственной школы
Н.И. Костомаров и его сочинения
Ключевский и его роль в отечественной историографии
Д. И. Иловайский и консервативное направление в отечественной историографии
П. Н. Милюков как историк
С.Ф.Платонов и его исторические взгляды
Российская историография на рубеже 19-20 веков
Исторические взгляды М. Н. Покровского
Е. В. Тарле
Советская историография
Буржуазно-дворянские историки в 1920-е - начале 1930-х годов
Марксизм в отечественной историографии в 1890-х - 1930-х годах
Советская историография в 1930-х - сер. 1950-х.
Советская историография в условиях оттепели
Советская историография середины 1960-х - 1980-х
Советская историография в условиях перестройки
Российская историческая наука на современном этапе
Историография революции 1917 года
Великая Отечественная Война в советской и постсоветской историографии
Образование древнерусского государства в отечественной историографии
Монгольское завоевание в отечественной историографии
Опричнина в отечественной историографии
Смута в русской историографии
Петр I в отечественной историографии
Все страницы
М. В. Ломоносов и его борьба с немецкими академическими историками


1711-1765., создатель Московского Университета в 1755. Мотив занятия историей –защита чести русского народа, занялся историей с 2 ½ 1740-х.

Методология. 3 гл. науки – математика, физика и история. Важна общая идея, а описание деталей недостойно истории. Невнимателен к источникам. Всемирно-исторический процесс – последовательная смена ряда народов, проходящих цикл жизни от рассвета до заката.

Политические взгляды: эк. развитие Р. возможно лишь при проведении ряда мероприятий по улучшению положения крестьянства. сторонник просвещенного абсолютизма и обосновывал руководящую роль абс. монархии в жизни страны. Идеальный правитель – Пётр I.

Полемика с историками нем. акад. школы:

· Упрекает Байера в том, что тот больше стремится показать, что знает много языков и читал много книг, сравнивает его с жрецом, который даёт непонятные ответы.

· Против назначения Миллера академиком, не доверял Шлёцеру.

В «Замечаниях на диссертацию Миллера» критикует его диссертацию «Происхождение имени и народа российского»:

· неправилен отбор источников: игнорирование русских и внимание к иностранным, субъективность

· норманнская теория, неверный тезис, что варяги = скандинавы. Т. к. если бы варяги были скандинавами, то в русский язык проникли бы шведские слова, чего не наблюдается

· мало говорит о скифах, мало говорит о подвигах славян, хотя «славяне» происходит от «слава»

· неверен тезис о происхождении слова «Москва» от литовского

Возражения Миллера:

· Нет родства русского и прусского языков

· Русские источники относятся к «баснословному» периоду, а в других странах к тому моменту уже зародилась историография

Теория Л.:

Славяне – автохтонный народ. Россияне = роксолане = славяне. Славяне пришли с Чёрного моря вместе с готами, которые тоже славяне, к Балтийскому морю и получили там название «Варяги».

В 1750-х пишет «Древнюю российскую историю до 1054».

Схема русской истории – 4 периода:

1. До 1054, конца Ярослава – самодержавие

2. До 12 века, монголов – раздробленность

3. монгольский период 12 – 2 пол 15 века.

4. после освобождения, 2 пол 15 века – н. в.

Допускает родственные связи между Рюриком и рим. императорами. Считает монгольское нашествие карой. идея смены периодов упадка и расцвета. Идея преемственности истории, попытка соотнесения истории славян со всемирной историей.

«Краткий российский летописец», издан в 1760, учебник:

1. происхождение славян: великий народ, это доказывается их автохтонностью, успехом, большими территориями. Скифы → сарматы → славяне: это позволяет удлинить генеалогию до очень древних времён. Норманны не упоминаются. Варяги те же славяне, которые пришли на Балтику, затем часть их ушла к югу, оставшиеся получают имя «порусы» = пруссы = славяне. Русская государственность было еще до 862.

На юге – Кий, на севере Словен и Рус, основали Словенск, позже названный Новгородом.

2. Родословные русских князей до Петра, по принципу степенной книги. Самодержавие было всегда.

3. Перечисление брачных связей, генеалогии, детей правителей, чтобы доказать родственные связи русской династии с европейскими.

«Идея для живописных картин из р. истории»: сборник сюжетов для исторических картин. Они могут быть разбиты на несколько групп: 1. Темы из истории единодержавия в России. 2. Темы национально-освободительной борьбы. 3. Темы международного значения Р.

В 1757 написал примечания на рукопись «Истории Российской имп. при Петре Великом», составленной Вольтером. Исправляет то, с чем не согласен по патриотическим соображениям, Л. приукрашивает и прославляет русский народ. «Слово похвальное блаженныя и вечнодостойныя памяти государю императору Петру Великому» 1755. Панегирик Петру.

Значение Ломоносова: «борьба с немцами и космополитизмом», один из лидеров антинорманнизма. В России оценен очень высоко. В 1764 он внес в проект регламента Академии Наук параграф о должности историографа, обязанного издавать труды и источники по русской истории. При этом историограф по Л. должен быть русским и патриотичным.