Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по истории Беларусии - Реформация и Контрреформация на беларуских землях

Печать
Индекс материала
Шпоры по истории Беларусии
Ранний железный век по территории Беларуси
Становление государственности на восточнославянских территориях
Полоцкое и Туровское княжества в IX-XIII в.
Культура Беларуси IХ-ХIII ст. в контексте общеевропейского культурного процесса
Борьба с агрессией крыжаков на балтские и славянские территории в Х-ХІІІ ст.
Нашествие монголо-татар на Восточную и Центральную Европу
Предпосылки и начальный этап формирования ВКЛ
Централизаторская политика больших князей литовских в концы XIII - XIV ст
Государственный строй и органы государственного управления ВКЛ
Реформация и Контрреформация на беларуских землях
Брестская уния и образование униатской церкви
Культура Беларуси в ХIV-ХVІ ст.
Основные концепции происхождения беларуской народности
Ливонская война на территории Беларуси и последствия
Война России против Речи посполитой 1654 - 1667 г.
Политический кризис Речи посполитой
Разделы Речи посполитой. Восстание под руководством Т. Костюшки.
Культура Беларуси в XVII - XVIII вв.
Основные мероприятия российского самодержавия в Беларуси в концы XVIII - начала XIX ст.
Социально-экономичное развитие Беларуси в первой половине XIX ст.
Культура Беларуси в первой половине XIX ст.
Буржуазные реформы 60-70 гг. XIX ст.
Формирование беларуской нации
Культура Беларуси в второй половине XIX ст.
Общественно-политическое движение в Беларуси в второй половине XIX - начала XX ст
Беларусь в годы Первой мировой войны
Беларуски национальное движение в начала XX ст.
Культура Беларуси в начала XX ст.
Февральская революция на Беларуси
Октябрьская революция и установление советской власти в Беларуси
Провозглашение Беларуской Народной Республики
Образование Беларуской советской социалистической республики
Осуществление индустриализации и коллективизации в Советской Беларуси
Развитие культуры в БССР в 20-30-я гг. XX ст.
Начало Второй мировой войны
Начало Великой Отечественной войны
свобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков
Развитие экономики Беларуси в 50 - 80-я гг. XX ст.
Культура Беларуси в второй половине 40-х - 80-я гг. XX ст.
Духовная и культурная жизнь беларуского народа на границе XX - XXI ст.
Все страницы

Реформация и Контрреформация на беларуских землях.


К концу XII в. в Европе сложились две большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь стала местом встречи и взаимодействия этих религий, что определило уникальное историческое положение ее в Европе, обусловило индивидуальность ее культуры и конфессиональную особенность, наложило особый отпечаток на менталитет белорусского народа. До XIV в. в Беларуси нераздельно господствовала православная церковь. Кревская уния эту монополию нарушила. Католическая вера стала вероисповеданием руководящих кругов государства. Ягайло обязал окатоличить все население Литвы. Через полтора года после Кревской унии было создано Виленское католическое епископство, которому Великие Литовские князья пожертвовали огромные земельные владения. Важную роль в распространении католической веры играли монашеские ордена францисканцев, августинов, бернардинцев и др. К середине XVI в. католическая церковь укрепилась в Литве и пограничных с ней районах северо-западных белорусских земель. Несмотря на то, что позиции православия все более потеснялись, оно по-прежнему задавало тон в духовной жизни общества. В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией(протестантизм-М. Лютер,Ж. Кальвин), а в православии - ересями. С 50-х гг. XVI в. идеи протестантизма стали распространяться в Великом княжестве Литовском. Основным направлением реформации в Беларуси стал кальвинизм. Его социальной основой была феодальная знать, часть средней и мелкой шляхты. Среди простого народа идеи западноевропейской Реформации не получили сколько-нибудь широкого распространения. Первую реформаторскую общину создал в Бресте магнат Николай Радзивилл Черный. Затем такие общины были созданы в Несвеже, Клецке, Заславле, Минске, Витебске, Полоцке и других городах и местечках.

В XVI - первой половине XVII вв. на территории Беларуси было создано восемьдесят пять кальвинистских и семь арианских общин. В 60-е гг. из кальвинизма выделилось радикальное течение - антитринитаризм, которое требовало социальных преобразований, осуждало крепостничество. Наиболее известными деятелями антитринитаризма были Сымон Будный, Якуб Калиновка, Павел из Визны, Петр Ганенза. Реформация содействовала повышению духовно-культурной жизни. В это время распространились гуманистические идеи, увеличилось число грамотных. Особую роль в этом играли школы и книгопечатание. Были основаны типографии в Бресте, Несвиже, Любче, Лоске, Тяпино. Публиковались религиозно-публицистические произведения и педагогическая литература. В Беларуси находили приют беглецы, которые пострадали за новую веру в других странах. С учением о единстве божества выступил Феодосий Косой со своими единомышленниками, убежавший в Беларусь из Москвы. Они выступали против иконопечатания, необходимости церкви, призывали к неподчинению светским и церковным властям. Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы в 70-х гг. стали отходить от Реформации. В XVII в. она сходит с исторической арены в Великом княжестве Литовском. Программу выхода из реформационного кризиса Ватикан разрабатывает на Тридентском соборе. Ставку в спасении католической церкви он сделал на Орден иезуитов, созданный в 1534 г. Иезуиты входили в сферы жизни европейских стран, охваченных Реформацией, и влияли на мир в угодном для римской курии направлении. Впервые в Великом княжестве (в Вильно) они появились в 1569 г. по приглашению католического епископа В. Протасевича. Хорошо организованные, грамотные, отличные ораторы, они сразу же завоевали авторитет у определенной части зажиточных слоев населения. В Вильно ими была создана бесплатная школа, так называемый коллегиум. Через какое-то время коллегиумы возникли в Полоцке, Несвиже, Мстиславле, Витебске, Минске, Орше, Могилеве. Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, унитаризм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло шесть тысяч человек. В конце XVI в. высшие слои общества уже в массовом порядке меняли протестантскую веру на католицизм. К концу XVII в. Контрреформация в княжестве победила.