Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по истории Беларусии - Культура Беларуси IХ-ХIII ст. в контексте общеевропейского культурного процесса

Печать
Индекс материала
Шпоры по истории Беларусии
Ранний железный век по территории Беларуси
Становление государственности на восточнославянских территориях
Полоцкое и Туровское княжества в IX-XIII в.
Культура Беларуси IХ-ХIII ст. в контексте общеевропейского культурного процесса
Борьба с агрессией крыжаков на балтские и славянские территории в Х-ХІІІ ст.
Нашествие монголо-татар на Восточную и Центральную Европу
Предпосылки и начальный этап формирования ВКЛ
Централизаторская политика больших князей литовских в концы XIII - XIV ст
Государственный строй и органы государственного управления ВКЛ
Реформация и Контрреформация на беларуских землях
Брестская уния и образование униатской церкви
Культура Беларуси в ХIV-ХVІ ст.
Основные концепции происхождения беларуской народности
Ливонская война на территории Беларуси и последствия
Война России против Речи посполитой 1654 - 1667 г.
Политический кризис Речи посполитой
Разделы Речи посполитой. Восстание под руководством Т. Костюшки.
Культура Беларуси в XVII - XVIII вв.
Основные мероприятия российского самодержавия в Беларуси в концы XVIII - начала XIX ст.
Социально-экономичное развитие Беларуси в первой половине XIX ст.
Культура Беларуси в первой половине XIX ст.
Буржуазные реформы 60-70 гг. XIX ст.
Формирование беларуской нации
Культура Беларуси в второй половине XIX ст.
Общественно-политическое движение в Беларуси в второй половине XIX - начала XX ст
Беларусь в годы Первой мировой войны
Беларуски национальное движение в начала XX ст.
Культура Беларуси в начала XX ст.
Февральская революция на Беларуси
Октябрьская революция и установление советской власти в Беларуси
Провозглашение Беларуской Народной Республики
Образование Беларуской советской социалистической республики
Осуществление индустриализации и коллективизации в Советской Беларуси
Развитие культуры в БССР в 20-30-я гг. XX ст.
Начало Второй мировой войны
Начало Великой Отечественной войны
свобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков
Развитие экономики Беларуси в 50 - 80-я гг. XX ст.
Культура Беларуси в второй половине 40-х - 80-я гг. XX ст.
Духовная и культурная жизнь беларуского народа на границе XX - XXI ст.
Все страницы

Социально-экономичное развитие белорусских земель в IХ-ХIII ст.

Расселен. вост.-слав. племен на Бел-си совпало с формирован. феод-го способа произ-ва. Способ произ-ва-это хоз. уклад ,кот. хар-ся определенным типом отношен. жизни людей, имеющий в своей основе ту или иную форму собств. на ср-во произ-во. При первобытнообщинном строе сущ-ли общинная собств. на ср-во произ-ва. В результ. разложен. первобытного общ-ва складыв. рабовладельч. способ произ-ва. У вост. славян рабовлад. широко распростран. не получ., хотя просущ. долгий период. С 9в. идет интенсивный процесс формирован. феод. отношен. Феод. отношен. основываются на частной собств. на землю и не полной собств. на крестьян. Осн. ср-вом произ-ва была земля, владельцы-феодалы. Верховным собственником земли и ее распределителем в Киевской Руси был Великий князь. Феодалы получ. землю за службу (военную или гос.) Феод. наделяли землей крестьян ,кот. попадают сразу в зависимость. Сущ. 2 формы феод. зависимости:экономич., личная. Эконом.-выполнение крестьянами феод. повинностей (дань, аброк, барщина) Личная-лишение личной свободы. В киевск. руси все крестьяне наход. в эконом. зависим. Первонач. осн. формой повинности была дань(пушнина, мед, рыба). Уровень произ-сти труда в крестьянстве был низкий. При феод-ме: «Пользоваться крестьянами так, ч/б их хватило на завтра». С ростом произ-ти труда крестьяне переводятся на оброк продуктами, барщину. денежный оброк. феод. стремились установ. личную власть над крестьянами. В этот перод встреч. 4 вида зависим. крестьян:закупы, рядовичи, изгои ,холопы. Все кроме холопов были временно личнозависимыми. Могли освобод. если отдавали купу или выполняли услов.договора(ряда). Крестьяне живут общинами и сообща отвеч. за выполнен. повинности(круговая порука) Развит. городов способствовало отделен. торговли от ремесла. Осн. источник-летопись. Некот. города осн. как военные крепости(гродно, браслав, новогрудок), др. как центр администр. и хоз. жизни(борисов), др. возник. как бывшие племенные центры(полоцк, туров) Г-да сост. из 2-х частей: град(укрепл. дединец(князь, феод))и торгово-ремесленный пасад(торговцы и осн. часть населен.) Город-центр ремесленного произ-ва. Попад. товары из византии, скандинавии, зап. европы, ближн. востока.

Культура Беларуси IХ-ХIII ст. в контексте общеевропейского культурного процесса.

Принятие христианства стала одной из самых весомых событий культурной жизни беларуских земель в IХ- ХІІІ вв. В конце Х ст. киевский князь Владимир принял христианскую веру по византийскому (православным) узоры. Первой датой, что касаться принятия христианства на землях Беларуси, считаться основание Полоцкой епархии (закаливая 992 г.). Принятие христианства на восточнославянских землях способствовала укреплению государства и власти, стала большим шагам вперед в экономичном и культурном развитии. Именно с началом христианизации на беларуских землях начинает распространяться кириллическая система письма. О распространении письменности среди разных категорий населения свидетельствуют находки специальных приспособлений -"Рагволодовы" и "Борисовых" камнях (ХІІ в.), берестяных грамотах и др.. В общем, письменные памятники первой половины ХІІІ в. дают основание утверждать, что уже в этот период начинает формироваться письменный беларуский язык. В первой половине ХI в.. на восточнославянских землях началось летописание. Некоторые события, что произошли на Беларуси, упоминаются в "Повести прошедших лет" (начало ХІІ в). В. Татищев в своих работах упоминает Полоцкую летопись, потерянный в ХVІІІ в. - памятник ни только литературы, но и искусство ХІІ в. Сведения о полоцких князьях помещенный в "Слове про поход Игоревых" (ХII в.). Знаковая роль в расширения просвещения и культуры на беларуских землях подобает православным церковным деятелям - Ефросиньи Полоцкой (1101(?)-1167), Кирилле Туровскому (, Клименту Смалятичу ((?) - после 1164) и Аўраамию Смоленскому (? - ?). Довольно полная информация о их деятельности удерживается в автобииографической (житейной) литературы, расцвет которой припадает на конец ХІІ - ХІІІ вв. Одним из итогов принятия христианства стала появление на беларуских землях монументального зодчества. Греческие мастера принесли в Восточную Европу систему крестно-купольного храма, в основу которой был заложенный квадрат, разделенный четырьмя столбами да, что в плане иен представлял собой крест. Наиболее известным с каменных построек на наших землях пруд Софийский собор в Полоцка, построенный при Всеславе Чародеи (1044-1066). Храм был возведенный с красного кирпича, внутри отделанный разноцветными фресками.

С наступлением феодальной раздробленности (ХІІ в.) размеры храмов знаковая уменьшаются. Примерно в этот же час на западных землях формируется гродненская школа, для памятников какой характерный кирпичная однородная кладка,наличие в конструкции сцен горшков - голосников, отсутствие фресковых росписей, отделка пола разноцветной керамической плиткой. Все эти вещи воплощенный в Борисоглебской (Коложской) церкви (Гродно, конец ХІІ в.). В ХІІ ст. в Полоцка насчитывалась постройка десяти храмов, этим - в Смоленске, три в Гродно, по одному - в Минске, Витебска, Новогрудку, Волковыску, Турове, Пинску. Каменное зодчество расширялась и в общественном строительстве - найденный останки строений в Слуцка, Минску, Мстиславе, княжеского дворца в Гродно. В другой половине ХІІІ в. на границах беларуских земель строятся оборонческие башни. Для башни характерный готические элементы (остроконечные проемы, пояс с положенных "на угол" кирпичин). Этот художественный стиль был распространенный в Западной Европе в ХІІ - ХVI вв. С ХI ст. под византийским и западноевропейским влиянием на Беларуси начинает развиваться монументальная живопись (фрески), иконопись, книжная миниатюра. Как и в архитектуры, в живописи наблюдался процесс формирования местных локальных школ. Местные мастера работали тоже с янтарем, стеклом, цветными металлами, обрабатывали камень и дерево. Своеобразным символам беларуских земель можно назвать созданный в 1161 г. по просьбе Ефросиньи полоцким мастерам Лазарем Богшам шестиконечный крест. Беларуская культура IХ-ХІІІ вв. развивалась в границах мировых культурная-исторических тенденций. Знаковые влияние на ее оказала принятие христианства, какое стола толчком в развития культурных процессов. В тот же час на этом этапе был заложенный фундамент формирования беларуского этносу и отличительной культуры нашего народа.