Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по истории Украины - Роль князей Олега и Игоря в становлении Киевского государства

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по истории Украины
Люблинская уния
Гетман Кирилл Разумовский
Великая Скифия в 5-4 ев. до н. э.
Возникновение украинского казачества
Региональное деление украинских земель в составе Российской и Австрийской империй
Восточные славяне накануне образования государства
Образование казацкой республики — Запорожской Сечи
Начало национального возрождения в Приднепровской Украине
Киевское княжество при Аскольде
Роль Кирилло-Мефодиевского общества в национально-освободительном движении
Роль князей Олега и Игоря в становлении Киевского государства
Роль Тараса Шевченко в украинском национальном возрождении
Княжение Ольги и Святослава
Начало национального возрождения на западноук-раинских землях
Историческое значение крещения Руси
Архитектура и изобразительное искусство 16 — первой половины 17 в.
Национально-освободительное движение на украинских землях во время революции 1848—1849 гг. в Австрийской империи
Место Владимира Великого в истории Украины
Культурно-образовательная деятельность Ярослава Мудрого
Греко-католическая церковь в первой половине 17 в.
Международные связи Киевского государства во времена Ярослава Мудрого
Политика российского самодержавия относительно Украины во второй половине 19 в.
Восстановление могущества Киевского государства и княжеской власти при Владимире Мономахе
Роль Михаила Драгоманова в развитии украинского национального движения
Политическая раздробленность Киевского государства и её последствия
Украинско-московский договор 1654 г.
Образование и литература Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Основание и деятельность Научного общества имени Т. Шевченко
Историческое значение Киевской Руси
Роль Михаила Грушевского в общественно-политической жизни Украины
Галицкое и Волынское княжества
Гетман Пётр Дорошенко в борьбе за независимость
Роль Данила Галицкого в национальной истории
Роль Ивана Франко в развитии украинской общественно-политической мысли
Значение Галицко-Волынского княжества в истории Украины
Конституция Филиппа Орлика --- первая Конституция Украины
Монгольское нашествие и его последствия для украинских земель
Особенности политического положения украинских земель в составе Великого княжества Литовского
Попытки сохранения украинской государственности в составе Великого княжества Литовского в 15 в
Возникновение Крымского ханства
Украинская шляхта 14 — 16 вв. Князь Константин (Василий) Острожский
Наш край в 19 - начале 20 в. (на материале Киева и Киевщины)
Наш край в 6 — 15 вв. (на материале Киева и Киевщины)
Образование и литература второй половины 19 — начала 20 в
Все страницы
Роль князей Олега и Игоря в становлении Киевского государства


В 882 г. произошла смена династий на киевском столе. Коварно убив князя Аскольда, власть в Киеве захватил опекун малолетнего князя Игоря из династии Рюриковичей (возможно, его родственник) Олег. Свою власть он осуществлял от имени Рюриковичей, используя титул великого князя.

После установления власти в Киеве Олег пошел в земли древлян (883 г.) и уличей (885 г.). Он восстановил языческий культ в Киеве. Олег также жестоко расправился с населением Новгорода, восставшим против присое­динения к Киеву; город был обложен данью, установлены сроки её уплаты.

В 907 г. он осуществил удачный поход против Византии и вынудил её подписать выгодный для Руси договор, который, в частности, открывал широкие возможности для торговли русских купцов. Поскольку византийцы нарушили условия договорённости, в 911 г. великий князь вновь выступил на Константинополь, после чего в новом договоре были чётче определены правовые нормы украинско-византийских отношений, в частности, правила разрешения конфликтов. Эти договоры имели важное значение, по­скольку утверждали Русь в качестве равноправного партнёра им­перии.

В 912 г. Олег при загадочных обстоятельствах умер. По свидетельству летописной легенды, смерть произошла от укуса змеи, которая выползла из черепа его умершего коня. Власть перешла к Игорю.

Фигура князя Игоря менее заметна в истории, поскольку он не проявил способностей сильного правителя. Первые годы его княжения были нелёгки­ми. Снова взялись за оружие древляне, отказались признать его власть ули­чи. В 914 г. великий князь сломил сопротивление древлян. Три года защи­щались уличи, после чего отошли в междуречье Южного Буга и Днестра. Игорь действовал более жёстко, чем Олег, и вместе с тем откро­веннее в укреплении центральной власти. Так, одолев древлян, он

наложил на них дань, превосходившую ту, которую они выплачивали при княжении Олега.

Как и у Олега, основным направлением внешнеполитической деятельнос­ти Игоря было южное. В 915 г. возникла угроза столкновения с новым кочевым народом — печенегами, появившимся на границах Руси, однако ему удалось заключить с ними соглашение. В 920 г. происходили бои кня­жеского войска против печенегов, которых византийское правительство ре­шило использовать как противовес росту могущества Руси. Поэтому ухуд­шились отношения с Византией — вплоть до разрыва. В 941 г. Игорь выступил в поход на Константинополь, но под его стенами византийцы встре­тили флот русичей “греческим огнём”.

В 944 г. Игорь снова пошёл на Византию. Византийцы предложили вы­куп. В том же году был заключён новый договор между Русью и Византи­ей, но не столь выгодный, как предыдущие соглашения: Русь теряла вла­дения на Черноморском побережье и в устье Днепра, обязывалась предос­тавлять Византии помощь в случае войны, купцы должны были платить тамо­женные пошлины с торговли с Византией. Утверждая это соглашение в Кие­ве, его подписали русичи-язычники и русичи-христиане. Причём первые при­сягнули перед Перуном, а вторые — в церкви св. Ильи на Подоле.

При княжении Олега и Игоря территория Киевского государства расши­рилась за счёт земель не только племенных княжений славян, но и племён неславянского происхождения. Так очертились контуры развития го­сударства в средневековую империю. Приход к власти новой дина­стии не внёс существенных изменений в политическую жизнь. Про­должалось начатое Аскольдом укрепление монархической формы правления,-то есть власти великого князя киевского.


Условия национально-культурного возрождения в Украине в 16 — первой половине 17 в. Острожская академия

Своеобразие украинской культуры 16 — первой половины 17 в. обуслов­ливалось и тем, что украинский народ был лишён собственной государствен­ности.

После присоединения украинских земель к католической Польше поло­жение украинской культуры претерпело изменения. Польское королев­ство добивалось покорения украинских земель для приращения тер­ритории и обогащения. Отличная культура украинцев препятствовала зах­ватническим планам Короны. Поэтому ни о какой поддержке и поощрении культурного прогресса украинцев согласно давним традициям не могло быть и речи.

Вместе с тем через Польшу в 'Украину попадали идеи Возрожде­ния, Реформации и Контрреформации, получала распространение западноевропейская система образования. Не имея собственных выс­ших учебных заведений, украинцы учились в европейских университетах, приобщаясь там к западноевропейским научным и художественным идеям, обогащая ими родную культуру. Но какие бы перспективы ни открывались перед теми украинцами, которые попадали в науку на чужбину, они не могли заменить обучения на родном языке на Родине, поскольку доступными ев­ропейские университеты были для единиц. Многочисленные протестантские и иезуитские школы и коллегиумы, появлявшиеся в украинских землях под влиянием реформационного движения, не могли помочь делу, поскольку главную цель воспитательной деятельности такие учебные заве­дения усматривали в обращении как можно большего количества украинцев в католическую веру или протестантизм.

Возрождение украинской школы началось с деятельности Острожского культурно-образовательного центра. Он был создан в 1576 г. по инициати­ве князя Константина-Василия Острожского. Главную цель собствен­ной деятельности члены центра усматривали в возрождении украинской куль­туры на основах православия. А наиболее эффективным средством для до­стижения такой цели, по их убеждению, была школа. Такую школу и созда­ли не позднее 1578 г. Давние славянские традиции сочетались здесь с достижениями тогдашней европейской школы.

В Острожской школе основательно изучались языки — славянский, гре­ческий и латынь. Излагались в ней и “семь свободных наук” — грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Школь­ная программа, по которой осуществлялось обучение в Острожской школе, предусматривала начальное и среднее образование с элементами высшего. Собственно говоря, поэтому современники называли Острожскую школу и школой, и коллегиумом, и академией. То была первая в Украине “славя­но-греко-латинская” школа — первое высшее учебное заведение в Украине и среди православных.

Образовательные и воспитательные идеи Острожской академии были под­хвачены братствами. В 1615 г. появилась братская школа в Киеве. Осе­нью 1631 г. в Киеве возникла ещё одна школа — Лаврская. Основал её архимандрит Киеао-Печерской лавры Пётр Могила. Вскоре Лаврская школа была объединена с Киевской братской. Объединённая школа начала дей­ствовать в сентябре 1632 г. Называлась она коллегиумом.

Киево-Могилянская академия в течение продолжительного вре­мени была единственным высшим всесословным учебным заведени­ем Украины, Восточной Европы и всего православного мира.

Необходимость национального самосохранения, особенно обострившая­ся после Люблинской унии, повлекла чрезвычайный подъём украинской куль­туры. В отсутствие государства культура оставалась единственной сферой, где украинцы могли защищать свою самобытность. Именно поэтому куль­турную жизнь в Украине 16 — первой половины 17 в. определяют как национально-культурное возрождение.