Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по истории Украины - Место Владимира Великого в истории Украины

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по истории Украины
Люблинская уния
Гетман Кирилл Разумовский
Великая Скифия в 5-4 ев. до н. э.
Возникновение украинского казачества
Региональное деление украинских земель в составе Российской и Австрийской империй
Восточные славяне накануне образования государства
Образование казацкой республики — Запорожской Сечи
Начало национального возрождения в Приднепровской Украине
Киевское княжество при Аскольде
Роль Кирилло-Мефодиевского общества в национально-освободительном движении
Роль князей Олега и Игоря в становлении Киевского государства
Роль Тараса Шевченко в украинском национальном возрождении
Княжение Ольги и Святослава
Начало национального возрождения на западноук-раинских землях
Историческое значение крещения Руси
Архитектура и изобразительное искусство 16 — первой половины 17 в.
Национально-освободительное движение на украинских землях во время революции 1848—1849 гг. в Австрийской империи
Место Владимира Великого в истории Украины
Культурно-образовательная деятельность Ярослава Мудрого
Греко-католическая церковь в первой половине 17 в.
Международные связи Киевского государства во времена Ярослава Мудрого
Политика российского самодержавия относительно Украины во второй половине 19 в.
Восстановление могущества Киевского государства и княжеской власти при Владимире Мономахе
Роль Михаила Драгоманова в развитии украинского национального движения
Политическая раздробленность Киевского государства и её последствия
Украинско-московский договор 1654 г.
Образование и литература Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Основание и деятельность Научного общества имени Т. Шевченко
Историческое значение Киевской Руси
Роль Михаила Грушевского в общественно-политической жизни Украины
Галицкое и Волынское княжества
Гетман Пётр Дорошенко в борьбе за независимость
Роль Данила Галицкого в национальной истории
Роль Ивана Франко в развитии украинской общественно-политической мысли
Значение Галицко-Волынского княжества в истории Украины
Конституция Филиппа Орлика --- первая Конституция Украины
Монгольское нашествие и его последствия для украинских земель
Особенности политического положения украинских земель в составе Великого княжества Литовского
Попытки сохранения украинской государственности в составе Великого княжества Литовского в 15 в
Возникновение Крымского ханства
Украинская шляхта 14 — 16 вв. Князь Константин (Василий) Острожский
Наш край в 19 - начале 20 в. (на материале Киева и Киевщины)
Наш край в 6 — 15 вв. (на материале Киева и Киевщины)
Образование и литература второй половины 19 — начала 20 в
Все страницы
Административно-политические реформы в Киевском государстве при князе Владимире Святославиче. Место Владимира Великого в истории Украины


Наивысшего подъёма Киевское государство достигло во времена прав­ления Владимира Святославича. Оно стало одним из наиболее могуще­ственных европейских государств, существенно влиявшим на международ­ные отношения. И одной из важнейших мер, к которой прибегнул Владимир, чтобы достичь этого, было провозглашение в 988 г. христианства государ­ственной религией. Правда, христианство утверждалось на землях восточ­ных славян на протяжении продолжительного и сложного периода, начавше­гося задолго до княжения Владимира и длившегося после него.

Одной из главных задач, вставших перед князем в начале его пребыва­ния на киевском княжеском столе, было удержание свыше 20 различных племен и народностей, как славянских, так и неславянских, под властью Киева.

На протяжении 981-984 гг. Владимир укротил восставших вятичей, ради­мичей, установил для них дань “от рала”, также присоединил города Червенской Руси — Червень, Белз, Перемышль, принадлежавшие ляхам (так уже в те времена называли поляков), и земли ятвягов, живших между Нема­ном и Западным Бугом. Этим завершилось объединение земель в со­ставе Киевского государства, границы которого уже простира­лись от Карпат на западе до Волги на востоке, от Новгорода на севере до Чёрного моря на юге.

Владимира беспокоила печенежская угроза, и он постоянно размыш­лял о способах её предотвращения. Всё больше склонялся к тому, чтобы создать на юге Руси эффективную оборону, выстроить на Стугне, Суде, Трубеже ряд крепостей и разместить в них военные гарнизоны.

Для приведения в порядок внутренней жизни князь Владимир провёл реформы: административную — ликвидировал племенные княжения, по­делил всю страну на восемь округов, округа — на волости, во главе которых поставил доверенных лиц или своих сыновей; военную — заменил племен­ную организацию войска феодальной — службой за право владеть земель­ной собственностью; оборонную — осуществил строительство крепостей-укреплений вокруг Киева, ставших опорными пунктами в борьбе против пе­ченегов; судебную — стремился разграничить епископский и градский суды; вёл широкое градостроительство — основал новые города: Владимир на Волыни, Василев на Киевщине; религиозную — на первых порах стремился упорядочить систему языческих верований в своём государстве. Но убедив­шись в невозможности таким образом объединить государство и ввести еди­ный культ, решил принять христианство византийского обряда.

Во времена правления Владимира Святославича Киевское государство достигло кульминации в своём развитии, стало одним из могущественных европейских государств, существенно влиявшим на международные отноше­ния.

Фигура Владимира выделяется среди прочих властителей Руси не только выдающимися способностями создателя государства, но и поразительной внутренней способностью к самосовершенствованию, благодаря чему пол­ностью изменились его поведение, характер, представление о нравственных ценностях, образ жизни. Вне сомнения, тонкий ум политика подсказал ему необходимость проведения реформ для укрепления государства, а мощная воля воплотила их в жизнь. Как талантливый полководец он расширил гра­ницы Руси в западном направлении. Дальновидность дипломата позволила ему развивать отношения со странами Центральной и Западной Европы. И уже этого достаточно, чтобы войти в историю Владимиром Великим. Но величайшее дело Владимира — введение христианства как государственной религии.

Реформационное и контрреформационное движения на украинских землях

Реформация — церковно-религиозное и социально-политическое дви­жение в странах Европы в 16—17 вв., связанное с окончательным формиро­ванием европейских наций, их культур, национальных церквей. Главная сила реформации была направлена на изменения в католицизме, из недр которо­го вышли протестантские церкви. В Украину реформация проникла в первой половине 16 в.

В собственно украинских землях позиции протестантизма были слабее, чем в Польше и Литве, даже среди местной украинской и белорусской шлях­ты. Денационализируясь, она переходила в католицизм, в основном избегая протестантизма. Поддержка мещанства была здесь чересчур слабой. Крес­тьянские массы воспринимали протестантизм как веру панов и иностранцев. Следовательно, в отличие от Западной Европы протестантизм в Украине не имел сильной поддержки ни снизу, ни сверху. Он не стал здесь вырази­телем национальных интересов и не взял на себя функцию нацио­нальной церкви. Протестантизм оказался в ситуации противоборства между католицизмом и православием. Влияние реформации было непро­должительным, после 1648 г., в связи с началом Национально-освободи­тельной войны, в Украине оно практически прекратилось-

Реформация в Украине в 16—17 вв. более всего стимулировала культурные процессы, будучи проводником европейских влияний. Ожив­лялась просветительская деятельность братств, образование, пропагандиро­вались принципы веротерпимости. В Украине в 16—17 вв. роль националь­ной церкви (вопреки претензиям римского католицизма) исполнили право­славие и униатство, а не протестантизм.

Составляющей Контрреформации в украинских землях была мис­сия ордена иезуитов. В 50—60-х гг. иезуиты начали работать в Польше, после Люблинской унии 1569 г. — в Литве. Центром миссии здесь стала иезуитская Виленская коллегия (со временем академия), пользовавшаяся большим авторитетом во всей Речи Посполитой. В украинских землях иезу­иты официально появились на Перемышленщине: в 1574 г. в Ярославе воз­никла первая иезуитская коллегия. Со временем открылись коллегии в Луцке, Остроге, Каменец-Подольске, Киеве. Открытая в 1593 г. Замойская ака­демия специально создавалась для распространения иезуитского влияния на украинские воеводства коронных земель Речи Посполитой.

Иезуиты существенно ограничили протестантские влияния в Речи Поспо­литой. Способствовали они также переходу в католичество представителей православных слоев, в особенности шляхты. Главным средством дости­жения этой цели была мощная образовательная программа, кото­рую внедрили иезуиты. До конца 16 в. в двух иезуитских академиях (Виленской и Замойской) и в 12 коллегиях насчитывалось 5 тыс. учеников. Среди них было много детей из православных шляхетских семей. Европейс­кий уровень образования, изучение языков, литературы, естественных наук, философии, богословия сделали иезуитские образовательные ячейки под­линными интеллектуальными центрами. Учение в этих школах открывало возможности дальнейшего образования в университетах Польши, Германии, Италии, Франции. Иезуиты умело организовывали публичную пропа­ганду католической веры: их диспуты с иноверцами и проповеди имели большую популярность, и не только среди католиков. Среди иезуитских руко­водителей — выходцев из Украины выделялись такие фигуры, как Пётр Скарга, Бенедикт Гербест. Богословская и полемическая литература, изданная иезуита­ми, стимулировала в конце 16 — начале 17 в. развитие богословской и обще­ственной мысли в среде как протестантов, так и православных. Миссионерс­кая активность иезуитов способствовала распространению тогдаш­ней европейской образованности и культуры на украинских землях Речи Посполитой. Однако целиком положительной такую деятель­ность назвать нельзя, поскольку иезуиты старались обратить в ка­толическую веру кок можно больше православных.

Социально-экономическое развитие и политическое положение в подроссийской Украине после админи­стративно-политических реформ 60—70-х гг. 19 в.

19 февраля 1861 г. манифестом Александра II была провозглашена отмена крепостного права. Согласно реформе ликвидировалась личная зависимость крестьян от помещиков. Крестьяне получили право заклю­чать торговые сделки, свободно заниматься промыслом или торговлей, пе­реходить в другие слои общества (мещане, купцы), поступать на службу, в учебные заведения, иметь собственное движимое и недвижимое имущество, свободно им распоряжаться и наследовать по закону. Получили они и граж­данские права.

Но путь от провозглашения прав и свобод до их реализации был далеко не простым. За полученные земельные наделы, размеры которых, как пра­вило, уступали предыдущим (кроме Правобережной Украины) и которые были наихудшими, крестьян обязали заплатить помещикам выкуп. Из-за от­сутствия надлежащей суммы денег они вынуждены были брать их взаймы у государства, а потом выплачивать с процентами полученный заём на протя­жении 49 лет. Так крестьянин попадал в зависимость и от помещика, и от государства. А вот помещикам выкупные операции приносили большие ка­питалы, которые они могли использовать для перевода своих хозяйств на рыночные, капиталистические рельсы. Существенно менялась система взаи­моотношений между помещиком и крестьянином: помещик лишался права устанавливать дополнительные повинности, поскольку он имел дело уже не с отдельным крестьянином, а со всем “миром”, то есть с селом. Вводилась общероссийская система крестьянского управления: сельские общины, объе­динённые в волости, и круговая порука за уплату налогов.

Серьёзные изменения в экономической жизни вызвали необходимость реформирования административного управления. В 1В64 г. были созда­ны выборные органы власти в масштабах губерний и уездовземские учреждения. Они занимались вопросами хозяйственного и культурного ха­рактера, в том числе строительства дорог местного значения, здравоохране­ния, образования и т. п. Земства были не только выборными, но и общесос­ловными: в их состав входили представители дворянства, буржуазии и крес­тьянства. Контроль за деятельностью земств осуществляли губернатор и министр внутренних дел, имевшие право вето на любое решение земств. Одновременно было проведено реформирование избирательной системы: выборы проходили по трём куриям на основании имущественного ценза.

Судебной реформой 1864 г. провозглашалась независимость суда от администрации: судей назначало правительство, а снять их с должности мог только суд. Вводился всесословный суд, то есть единый для всего насе­ления. На судебные заседания допускались представители прессы и публи­ка. Утверждалась состязательная система: обвинение поддерживал проку­рор, защиту — адвокат (присяжный поверенный). Устанавливалось несколь­ко судебных инстанций: мировой суд, окружной суд, судебная палата.

Изменения произошли и в сфере образования. Образование, в том числе университетское, становилось более доступным. Университеты получили большую автономию. Заметное внимание уделялось распространению зна­ний среди населения, изданию учебников, народных книг, организации школ. Для взрослых открылись образовательные курсы по воскресеньям, из-за чего такие школы и назывались воскресными.

Важное значение имела реформа 1874 г., по которой вводилась всеоб­щая воинская повинность, начиная с 21-летнего возраста. Для лиц с образованием устанавливались меньшие сроки службы.

В 1862 г. была реформирована финансовая система. Управление денеж­ным хозяйством стало централизованным, выросла роль Министерства фи­нансов.

Значение реформ административно-политического управления 60—70-х гг. 19 в. состояло в том, что, несмотря на их ограничен­ность и непоследовательность, они ускорили перестройки жизни Российской империи на новых капиталистических основах. Вследствие этих реформ существенные изменения происходили и а экономическом, поли­тическом и культурном развитии Украины.