Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по истории Украины - Греко-католическая церковь в первой половине 17 в.

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по истории Украины
Люблинская уния
Гетман Кирилл Разумовский
Великая Скифия в 5-4 ев. до н. э.
Возникновение украинского казачества
Региональное деление украинских земель в составе Российской и Австрийской империй
Восточные славяне накануне образования государства
Образование казацкой республики — Запорожской Сечи
Начало национального возрождения в Приднепровской Украине
Киевское княжество при Аскольде
Роль Кирилло-Мефодиевского общества в национально-освободительном движении
Роль князей Олега и Игоря в становлении Киевского государства
Роль Тараса Шевченко в украинском национальном возрождении
Княжение Ольги и Святослава
Начало национального возрождения на западноук-раинских землях
Историческое значение крещения Руси
Архитектура и изобразительное искусство 16 — первой половины 17 в.
Национально-освободительное движение на украинских землях во время революции 1848—1849 гг. в Австрийской империи
Место Владимира Великого в истории Украины
Культурно-образовательная деятельность Ярослава Мудрого
Греко-католическая церковь в первой половине 17 в.
Международные связи Киевского государства во времена Ярослава Мудрого
Политика российского самодержавия относительно Украины во второй половине 19 в.
Восстановление могущества Киевского государства и княжеской власти при Владимире Мономахе
Роль Михаила Драгоманова в развитии украинского национального движения
Политическая раздробленность Киевского государства и её последствия
Украинско-московский договор 1654 г.
Образование и литература Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Основание и деятельность Научного общества имени Т. Шевченко
Историческое значение Киевской Руси
Роль Михаила Грушевского в общественно-политической жизни Украины
Галицкое и Волынское княжества
Гетман Пётр Дорошенко в борьбе за независимость
Роль Данила Галицкого в национальной истории
Роль Ивана Франко в развитии украинской общественно-политической мысли
Значение Галицко-Волынского княжества в истории Украины
Конституция Филиппа Орлика --- первая Конституция Украины
Монгольское нашествие и его последствия для украинских земель
Особенности политического положения украинских земель в составе Великого княжества Литовского
Попытки сохранения украинской государственности в составе Великого княжества Литовского в 15 в
Возникновение Крымского ханства
Украинская шляхта 14 — 16 вв. Князь Константин (Василий) Острожский
Наш край в 19 - начале 20 в. (на материале Киева и Киевщины)
Наш край в 6 — 15 вв. (на материале Киева и Киевщины)
Образование и литература второй половины 19 — начала 20 в
Все страницы
Греко-католическая церковь в первой половине 17 в.


Греко-католическая (униатская) церковь восходит к 1596 г., когда униатская часть церковного собора в Бресте утвердила греко-католическую церковь, подчинённую папе римскому. Ею признавались основные догматы католической церкви, но язык богослужения оставался церковнославянским, а обряды — православными. Униатское духовенство уравнивалось с католическим: не платило налогов; получало места в сейме. Но православный собор, происходивший одновременно, не признал право­мерности решения униатов. Вместо объединения украинского общества углубился его раскол.

Деятельность греко-католической церкви в первой половине 17 в. проходила в сложных условиях межцерковного и общественного противостояния. Имея поддержку со стороны польского правительства и папского Рима, униатская церковь не нашла сочувствия у православной цер­кви, которая в борьбе за свои права опиралась, в частности, на казачество. Римо-католический епископат часто тоже не проявлял приверженности к унии, рассматривая её как неудачную миссийную попытку и фактор неста­бильности в обществе. Униаты в украинских землях оказались в меньшин­стве.

Укреплению униатской церкви способствовала деятельность митрополи­та Ипатия Потия, которого современники называли отцом унии. Митрополи­том Ипатий Потий слал после смерти Михаила Рагозы. Потий был талант­ливым проповедником, полемистом, администратором, однако в борьбе за унию действовал преимущественно силой. Острую реакцию православных вызвали попытки Потия доказать, что украинская церковь всегда была като­лической, а также его намерение передать униатам древние православные святыни. Собственно, этим объясняется тот факт, что Ипатий Потий, имея титул киевского митрополита, вынужден был находиться в Вильно. В Киев его не пустили казаки.

При митрополите Иосифе-Вельямине Рутском была упорядочена мо­нашеская жизнь, в частности в 1617 г. создан орден василиан. С 1635 г. униатские епископы утверждались только из василиан. Была реорганизова-на система управления, укреплена дисциплина. С помощью Рима духовен­ство получило возможность учиться в европейских семинариях и коллегиях. Тем не менее по своему влиянию униатская церковь уступала право славной Киевской митрополии, реформированной в 30—40-х гг. ми т рополитом Петром Могилой.

Бесперспективность продолжительного межцерковного противостояния, сопровождаемого на местах насилием, понимали руководители как униатов, так и православных. Правительственные круги также были заинтересованы в “успокоении Руси”. Вот почему на протяжении 20— 40-х гг. получила широкое распространение идея “универсальной унии” — объедине­ния “Руси с Русью” в едином независимом Киевском патриархате. В раз­ной степени в этом проявляли заинтересованность и митрополиты Рутский и Могила, и король Владислав IV. Тем не менее несколько практических попы­ток в этом направлении потерпели неудачу — из-за различных взглядов сторон на условия и пути объединения, двусмысленной позиции Рима и нача­ла Национально-освободительной войны против Речи Посполитой под пред­водительством Б. Хмельницкого.

Национально-освободительная война имело в общих чертах ан­типольское и антикатолическое направление; упразднение унии было одним из требований повстанцев. Греко-католическая церковь понесла тог­да значительные потери. На территории Гетманщины уния была ликвидиро­вана, восстановилось православие. Однако Андрусовское соглашение 1667 г. ужесточило позиции унии на Правобережье — польской части Украины.

Возникновение громад и их культурно-образовательная деятельность во второй половине 19 в. Владимир Антонович

Громады организации украинской интеллигенции во второй половине 19 — начале 20 в. в Приднепровской Украине, проводившие национально-культурную и общественно-политическую деятельность. Первая громада была создана на рубеже 1860—1861 гг. по инициативе участников кружка хлопо-манов. Главным идейным вдохновителем новой организации был Владимир Антонович выпускник медицинского, а затем историко-филологического факультетов Киевского университета. С его именем тесно связаны созда­ние и деятельность не только громады, где сплачивались украинские патри­отические силы, но и журнала “Киевская старина”. Исторического общества Нестора-летописца и газеты украинской интеллигенции “Труд”. Он прило­жил усилия и к становлению украинской археологии как науки; плодотворно работал в качестве исследователя украинско-польских отношений, казаче­ства, социальных отношений в Украине; был этнографом, географом. Весо­мы его достижения в сфере источниковедения и археологии. В течение по­чти двух десятилетий (1863—1882 гг.) работал во Временной комиссии для рассмотрения давних актов — в основном главным редактором. Лично подго­товил 9 томов “Архива Юго-Западной России”, где опубликовано свыше 2 тыс. первоисточников.

В середине 60-х гг. громады уже действовали в Киеве, Харько­ве, Полтаве, Чернигове, Одессе и других городах Приднепровской Украины.

Практическая деятельность громад сводилась преимущественно к проведению культурно-образовательных мероприятий. Немало участни­ков громад активно участвовали в работе воскресных школ, издавали укра­инские учебники, собирали и публиковали устное народное творчество.

Обеспокоенное заметным оживлением украинского национально-ос­вободительного движения, царское правительство прибегло к запрети­тельным действиям. В 1863 г. министр внутренних дел Валуев издал ' циркуляр о запрете украинского языка, вследствие чего деятельность громад была приостановлена, некоторые из украинских деятелей попали под арест. Но в 70-х гг. национально-освободительное движение вновь воз­родилось. Активными участниками Киевской громады 70-х гг. были такие прогрессивные деятели украинской культуры, как композитор Николай Лы­сенко, драматург Михаил Старицкий, писатель Иван Рудченко, учёный Миха­ил Драгоманов и многие другие.

Киевская громада, бывшая главным средоточием национального дви­жения, добилась открытия в 1873 г. Юго-Западного отделения Россий­ского географического общества. Его члены исследовали различные аспекты жизни украинского народа. Издали два тома “Записок”, сборники песен И. Рудченко, исторических песен В. Антоновича и М. Драгоманова и т. д. Важным событием научной и общественной жизни Украины стало проведение в Киеве в 1874 г., при самом активном участии громадовцев, III Всероссийского археологического съезда. В его работе принял участие 121 учёный из разных городов Украины. Во время работы съезда устраивались выставки археоло­гических находок, старинных украинских географических карт. Тем не ме­нее развёртыванию деятельности громад препятствовали постоянные пре­следования царских властей. В 1875 г. вынуждены были выехать за границу Драгоманов, Зибер, Подолинский. Подписанный Александром II в 1876 г. Эмский указ запрещал издание каких бы то ни было книг на украинском языке, а также ввоз украинской литературы из-за рубежа. Юго-Западное отделение Российского географического общества было закрыто, прекра­тился выход газеты “Киевский телеграф” — печатного органа Киевской громады. 80-е гг. 19 в. вошли в историю национального возрождения на восточноукраинских землях кок “мёртвые годы”..Основные достиже­ния ограничивались культурной и научной сферами.



 

цифровая приставка dvb-t2