Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по истории Украины - Монгольское нашествие и его последствия для украинских земель

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по истории Украины
Люблинская уния
Гетман Кирилл Разумовский
Великая Скифия в 5-4 ев. до н. э.
Возникновение украинского казачества
Региональное деление украинских земель в составе Российской и Австрийской империй
Восточные славяне накануне образования государства
Образование казацкой республики — Запорожской Сечи
Начало национального возрождения в Приднепровской Украине
Киевское княжество при Аскольде
Роль Кирилло-Мефодиевского общества в национально-освободительном движении
Роль князей Олега и Игоря в становлении Киевского государства
Роль Тараса Шевченко в украинском национальном возрождении
Княжение Ольги и Святослава
Начало национального возрождения на западноук-раинских землях
Историческое значение крещения Руси
Архитектура и изобразительное искусство 16 — первой половины 17 в.
Национально-освободительное движение на украинских землях во время революции 1848—1849 гг. в Австрийской империи
Место Владимира Великого в истории Украины
Культурно-образовательная деятельность Ярослава Мудрого
Греко-католическая церковь в первой половине 17 в.
Международные связи Киевского государства во времена Ярослава Мудрого
Политика российского самодержавия относительно Украины во второй половине 19 в.
Восстановление могущества Киевского государства и княжеской власти при Владимире Мономахе
Роль Михаила Драгоманова в развитии украинского национального движения
Политическая раздробленность Киевского государства и её последствия
Украинско-московский договор 1654 г.
Образование и литература Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Основание и деятельность Научного общества имени Т. Шевченко
Историческое значение Киевской Руси
Роль Михаила Грушевского в общественно-политической жизни Украины
Галицкое и Волынское княжества
Гетман Пётр Дорошенко в борьбе за независимость
Роль Данила Галицкого в национальной истории
Роль Ивана Франко в развитии украинской общественно-политической мысли
Значение Галицко-Волынского княжества в истории Украины
Конституция Филиппа Орлика --- первая Конституция Украины
Монгольское нашествие и его последствия для украинских земель
Особенности политического положения украинских земель в составе Великого княжества Литовского
Попытки сохранения украинской государственности в составе Великого княжества Литовского в 15 в
Возникновение Крымского ханства
Украинская шляхта 14 — 16 вв. Князь Константин (Василий) Острожский
Наш край в 19 - начале 20 в. (на материале Киева и Киевщины)
Наш край в 6 — 15 вв. (на материале Киева и Киевщины)
Образование и литература второй половины 19 — начала 20 в
Все страницы
Монгольское нашествие и его последствия для укра­инских земель


В период, когда Киевское государство распалось на отдельные самосто­ятельные земли-княжества, в Центральной Азии сложилось Монгольское государство. Объединение монголов в мощное государство завершил хан Темучин (с 1206 г. его называли Чингисханом, то есть главным ханом). Он и был организатором первого похода на Русь. На Руси завоевателей называли монголами или татарами (по названию одного из племён в Монголии). Пер­вая битва русичей против новых кочевников произошла на р. Колке в 1223 г. Она закончилась поражением объединённого войска русичей и половцев.

Новый поход возглавил внук Чингисхана Батухан, или Батый, как его называли на Руси. На протяжении 1237—1238 гг. Батыева орда опусто­шила земли княжеств Северо-Восточной Руси и в 1239 г. двинулась на княжества Юго-Западной Руси. В марте того же года Батый овладел Пере-яславом, на протяжении октября монголы захватили и опустошили Черни­говскую землю, после чего отошли на юг.

Осенью 1240 г. Батыево войско подошло к стенам Киева. Приме­няя стенобитные машино!, завоеватели сумели ворваться в город, но киевля­не продолжали мужественно защищать его. Последним прибежищем защит­ников города стала Десятинная церковь. В начале декабря 1240 г. под уда­рами стенобитных машин и от веса людей, сгрудившихся в церкви, она зава­лилась, похоронив под своими обломками тела последних мужественных защитников Киева. Город был опустошён, истреблено почти всё населе­ние, разрушены церкви, дворцы, жилища простых горожан.

От разорённого Киева монголо-татары двинулись на Гаяицию и Волынь. Они захватили Изяслав, Владимир, Галич. Но хорошо укреплённые Кременец и Данилов взять не смогли, поэтому обошли их.

Весной 1241 г. Батый повёл свои полчища на запад — в Польшу, Чехию, Венгрию, Трансильванию. Там монголо-татары встретили мужественное, но недостаточно организованное сопротивление; они разгромили польско-венгерс­кие войска. Однако весной 1242 г., достигнув границ Италии, мои голо-татарс­кие войска, обескровленные в боях, были вынуждены повернуть обратно.

В результате похода хана Батыя Русь-Украина оказалась под властью монгольской империи — Золотой Орды. Почти всем князьям пришлось признать себя вассалами Золотой Орды и платить ей тяжкую дань хлебом, скотом, деньгами и пр. Сбором дани занимались ханские наместни­ки — баскаки, совершавшие набеги на земли русичей. Любое сопротивле­ние жестоко подавлялось. За неуплату дани людей забирали в рабство. Под­властные земли утратили всякую самостоятельность, право на княжение (яр­лык) выдавал сам хан.

Ужасные потери понесло экономическое и культурное развитие, по­скольку были дотла разрушены и опустошены почти все большие и средние города. Многие из них так и не поднялись из руин, другим приходилось восстанавливаться сотни лет. Например, Киев лишь через 600 лет сумел по количеству жителей приблизиться к 1240 г. (в 1841 г. в нём насчитыва­лось около 44,7 тыс. чел., проживавших в 4,6 тыс. зданий). Восстановление численности населения, полнокровной экономической и культурной жизни, в особенности на Левобережье, на юге и Правобережье, длилось по крайней мере 300—350 лет.

Ослабление Украины подтолкнуло правительства соседних государств к захвату её земель и их распределению между собой. Историческое значение борьбы украинского народа состояло в том, что она обо­гатила традиции отстаивания независимости, закаляла волю и питала дух непокорности. Сопротивление русичей сыграло решающую роль в спасении других стран Восточной и Центральной Европы от ужасного погрома монголов, а следовательно, обеспечило дальнейшее развитие евро­пейской цивилизации.


Роль Киево-Могилянской академии в культурно-обра­зовательном развитии украинского народа

Киево-Могиляискую академию основали Киевская братская шко­ла и Лаврская школа, объединившиеся в 1632 г. Её руководителем и опекуном стал киевский митрополит Пётр Могила. Признательная память об основателе закрепилась в названии коллегии, которую ещё при жизни митрополита стали называть Киево-Могилянской. Что же касается статуса академии, то именно так воспринимали новообразованное учреждение со­временники. Хотя формально академией его признали в 1658 г. в Гадячском трактате. Академию материально поддерживал гетман Б. Хмельницкий (уни­версалами 1651 г. и 1656 г.). Опекуном и меценатом академии был и гетман Мазепа, который выстроил для неё новое здание, новый Братский собор, часто посещал академию, бывал на диспутах и спектаклях.

Академия была всесословным учебным заведением, здесь училась молодёжь со всех земель Украины и других славянских стран. В КМА насчи­тывалось восемь классов, курс которых изучался на протяжении 12 лет. Студенты Киевской академии (до 2000 чел.) изучали славяно-русский (тог­дашний литературный украинский язык), церковно-славянский, польский, ла­тинский, греческий, древнееврейский, немецкий и французский языки, исто­рию, географию, математику, астрономию, пиитику, риторику и диалектику, философию.

В КМА формировалась собственная, а вместе с тем — киевская поэти­ческая школа. Известными поэтами, вышедшими из стен Киево-Могилян­ской академии, были: ректор Касьян Сакович, черниговский архиепископ Лазарь Баранович, профессора Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Георгий Конисский, хорошо известный Григорий Сковорода и др.

КМА была центром философской мысли в Украине. Особое место среди философов в Киево-Могилянской академии принадлежало профессо­ру И. Гизелю, И. Кононовичу-Горбацкому, С. Яворскому, Ф. Прокоповичу. В КМА началось преподавание естественных наук — астрономии, биологии, минералогии, зоологии и др.

В академии формировалась историческая наука. Достаточно вспом­нить, что здесь учились летописцы Роман Ракушка-Романовский (Самови­дец), Самойло Величко, Григорий Грабянка. Их казацкие летописи были про­образом современных исторических трудов. Киево-Могилянская академия дала и таких известных историков, как Пётр Симоновский, Николай Бантыш-Каменский, Максим Берлинский и многих других.

В КМА студентов учили рисованию, графике и живописи. Именно здесь сложилась одна из наиболее значительных художественных и гра­вёрных школ в Украине. Видными гравёрами Украины, учившимися в ака­демии, были Иван Мигура, Иван Щирский, Леонтии Тарасович, Григорий Ле­вицкий.

Незаурядное развитие в КМА получило музыкальное искусство. Акаде­мия выпустила многих профессиональных композиторов. Наиболее талантливыми среди них были Максим Березовский и Артемий Ведель.

Воспитанниками КМА были будущие гетманы Юрий Хмельницкий, Иван Виговский, Пётр Дорошенко, Павел Тетеря, Иван Брюховецкий, Миха­ил Ханенко, Иван Самойлович, Иван Мазепа, Филипп Орлик, Даниил Апо­стол, Иван Скоропадский, наказной гетман Павел Полуботок.

Из стен КМА вышло немало иерархов епископов, митрополитов, архимандритов, духовных писателей, в частности Дмитрий Туптало, митро­полит ростовский (1651—1709 гг.).

Следовательно, с Киево-Могилянской академией, заложившей основы высшего образования в нашей стране, связан чрезвычайно важный этап в развитии образования, науки, философии, изобразительного искусст­ва, в формировании мировоззрения украинского народа. Распростране­ние КМА образования, идеи гуманизма и просвещения способство­вало общественному прогрессу, воспитанию в народе чувства че­ловечности, национального достоинства, духовности и уважения к другим народам, их культуре, истории.


Создание и деятельность украинских политических партий в Приднепровской Украине в конце 19 — начале 20 в.

Конец 19 в. ознаменовался значительным подъёмом национального самосознания украинцев, ростом их общественной активности, усиле­нием социальной напряжённости. Это привело и к появлению стойких групп активных поборников интересов своего народа, которые стали объединять­ся в политические партии с более чётко выраженными стремлениями к поли­тической борьбе за восстановление украинской государственности.

Первой политической партией в Украине стала Революционная украин­ская партия (РУП). Она была создана в 1900 г. в Харькове группой студен­ческой молодежи. У её истоков стояли Д. Антонович, В. Винниченко, Н. Порш, А. Жук, М. Русов. Политическим манифестом партии стала написанная Н. Михновским и изданная во Львове брошюра “Самостоятельная Украина”.

Форма государственности для Украины признавалась как “...одна, еди­ная, неделимая, свободная, самостоятельная Украина от гор Карпат­ских вплоть до Кавказских”. Но уже первый опыт работы в массах показал, что такие требования нереальны, Украина к самостоятельности не готова. РУП отказалась отСамостоятельной Украины” как программного до­кумента. И в 1903 г. Киевская свободная громада РУП создала “Очерк программы”. В ней указывалось, что государственным устройством, которое обеспечит интересы всего народа, должен быть демократический республи­канский строй. Социальные требования сводились к охране труда рабочих, 8-часовому рабочему дню, социальному обеспечению. Провозглашалось также о предоставлении Украине автономии, с отдельным представительским со­бранием (сеймом); последнему принадлежит право законодательства в тех внутренних делах, которые касаются только населения, проживающего на территории Украины.

В РУП постоянно существовали различные течения. Борьба между ними длилась до 1905 г., когда многие члены на очередном съезде официально признали программу социал-демократии. Появилось новое название — Ук­раинская социал-демократическая рабочая партия (УСДРП). В её программе было записано: добиваться национально-территориальной автономии Украины в составе Российской Республики. Лидером её стал Николай Порш.

Ещё в 1902 г. от РУП отошли наиболее радикальные члены во главе с Н. Михновским, которые образовали Украинскую народную партию (УНП). Главную задачу партия усматривала в достижении самостоятель­ности Украины. Решение социальных вопросов считалось второстепенным делом.

Левое крыло РУП приняло название Украинская социал-демократия (УСД). Впоследствии она объединилась с Российской социал-демократи­ческой рабочей партией (РСДРП) как её национально-автономная краевая организация, сменив название на Украинский социал-демократический союз.

По инициативе ряда членов украинских громад (Б. Гринченко, И. Стешенко, С. Ефремова и др.) в 1905 г. возникла Украинская демократическая партия (УДП). Программа партии признавала, что государственное уст­ройство в России должно базироваться на принципах самой широкой мест­ной национальной автономии. Выйдя из УДП, часть её членов во главе с Б. Гринченко, М. Левицким, Ф. Матушевским, которые придержива­лись более радикальных взглядов, создали Украинскую радикальную партию (УРП). Будущая государственность Украины, согласно плат­форме УРП, тоже связывалась с принципами автономии.

Программные документы политических партий, действовавших в Украине с начала века, свидетельствуют: идея украинской государственности в большинстве своём воплощалась в форму национально-территори­альной автономии Украины в составе федеративной России. Не­смотря на то, что РУП раскололась на различные политические партии, именно она стала школой массовой украинской работы. Многие ведущие деятели украинской революции прошли политическую школу в РУП, и это подготови­ло их к активному участию в борьбе за украинскую государственность.



 

фигуры из дюралайта купить;заказ на изготовление деталей и приборов