Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по истории Украины - Особенности политического положения украинских земель в составе Великого княжества Литовского

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по истории Украины
Люблинская уния
Гетман Кирилл Разумовский
Великая Скифия в 5-4 ев. до н. э.
Возникновение украинского казачества
Региональное деление украинских земель в составе Российской и Австрийской империй
Восточные славяне накануне образования государства
Образование казацкой республики — Запорожской Сечи
Начало национального возрождения в Приднепровской Украине
Киевское княжество при Аскольде
Роль Кирилло-Мефодиевского общества в национально-освободительном движении
Роль князей Олега и Игоря в становлении Киевского государства
Роль Тараса Шевченко в украинском национальном возрождении
Княжение Ольги и Святослава
Начало национального возрождения на западноук-раинских землях
Историческое значение крещения Руси
Архитектура и изобразительное искусство 16 — первой половины 17 в.
Национально-освободительное движение на украинских землях во время революции 1848—1849 гг. в Австрийской империи
Место Владимира Великого в истории Украины
Культурно-образовательная деятельность Ярослава Мудрого
Греко-католическая церковь в первой половине 17 в.
Международные связи Киевского государства во времена Ярослава Мудрого
Политика российского самодержавия относительно Украины во второй половине 19 в.
Восстановление могущества Киевского государства и княжеской власти при Владимире Мономахе
Роль Михаила Драгоманова в развитии украинского национального движения
Политическая раздробленность Киевского государства и её последствия
Украинско-московский договор 1654 г.
Образование и литература Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Основание и деятельность Научного общества имени Т. Шевченко
Историческое значение Киевской Руси
Роль Михаила Грушевского в общественно-политической жизни Украины
Галицкое и Волынское княжества
Гетман Пётр Дорошенко в борьбе за независимость
Роль Данила Галицкого в национальной истории
Роль Ивана Франко в развитии украинской общественно-политической мысли
Значение Галицко-Волынского княжества в истории Украины
Конституция Филиппа Орлика --- первая Конституция Украины
Монгольское нашествие и его последствия для украинских земель
Особенности политического положения украинских земель в составе Великого княжества Литовского
Попытки сохранения украинской государственности в составе Великого княжества Литовского в 15 в
Возникновение Крымского ханства
Украинская шляхта 14 — 16 вв. Князь Константин (Василий) Острожский
Наш край в 19 - начале 20 в. (на материале Киева и Киевщины)
Наш край в 6 — 15 вв. (на материале Киева и Киевщины)
Образование и литература второй половины 19 — начала 20 в
Все страницы
 Особенности политического положения украинских земель в составе Великого княжества Литовского

Начало эпохи литовского политического верховенства над украинскими землями было положено в 1340 г., когда сын Гедимина Любарт сел на кня­жеский стол на Волыни и а Галиции. Последняя после 40-летней отчаянной военно-политической борьбы отошла к Польше, а Волынь стала первым ре­альным приобретением Литвы на украинских землях. Затем в течение одно­го-двух десятилетий под контроль Вильно перешли также Киевщина, Северщина и Подолия, вследствие чего почти вдвое возросла территория Литов­ского княжества. Фактически же около 90% населения Великого княже­ства Литовского составляли русины, то есть белорусы и украинцы. Русский язык стал официальным языком правительственных органов и великокняжеского двора, русские традиции быта и институты власти утвердились как государственные.

До конца 14 в. Великое княжество Литовское оставалось свое­образной федерацией земель-княжеств, в том числе украинских — Киевского, Чернигово-Северского, Волынского, Подольского. Каждым из них правил удельный князь, правда, теперь уже не из русской династии Рюриковичей, а из литовской — Гедиминовичей. Окрещённые по руському обряду, женатые на руських княжнах, приученные к традициям местного быта, эти правители не воспринимались как чужеземцы-завоеватели, а на­оборот — пришли к согласию с руськой знатью, которая полностью разде­ляла настроения своих правителей, считавших себя независимыми от сто­личного Вильно. Свидетельством этого является чеканка собственной моне­ты в Киеве Владимиром Ольгердовичем, который титуловался “милос­тью Божией князем киевским”. Не особенно считался с метрополией и, чернигово-северский владетель Дмитрий-Корибут Ольгердович, прово­дя собственную внешнюю политику в партнёрстве с близкими соседями — московским и тверским князьями. Не обременяли себя обязанностями под­данства в далёкой Подолии и братья Кориатовичи, особенно обеспокоенные соседством татар. В руських княжествах разворачивались масштабные фор­тификационные работы, инициированные правителями — Гедиминовичами. Так, в Киеве во второй половине 14 в: на высоком холме над ремесленным Подолом и Княжьей горой по приказу Владимира Ольгердовича вырос про­сторный и крепкий замок из дубовых колод, просуществовавший с опреде­лёнными перестройками до середины 17 в. При Любарте Гедиминовиче подвергся существенной модернизации Луцкий замок, сооружённый в конце 13 — первой четверти 14 в. Поражает мощь оборонительного строительства в Подолии, начатого при Кориатовичах, в особенности — коренная пере­стройка крепости и городских укреплений неприступного Каменца.

С утверждением литовских князей не изменилось и положение коренных обитателей, поскольку остались в силе руськие законы и обы­чаи, подтверждённые в договорах великого князя с местными землевла­дельцами и горожанами. За боярами-воинами были закреплены их родовые земли, с которых надлежало отправляться с оружием на службу по вызову князя-властителя; как и прежде, по городам торговый и ремесленный люд жил в соответствии с городским руським правом. Наконец, стремительно возрастали богатство и влияние церкви, получившей истовых и щедрых за­щитников среди новообращённых язычников.

После заключения в 1385 г. Кревской династической унии между Великим княжеством Литовским и Польшей в княжестве сложилась анти-унийная. оппозиция, возглавляемая Витовтом. После того как в 1392 г. Ягай-ло и Витовт пришли к соглашению, Витовт в звании наместника фактически стал великим князем литовским. Новый великий князь взял курс на полити­ческое ослабление с последующей ликвидацией самых больших удельных княжеств государства, прежде всего отдалённых — Киевского, Чернигово-Северского и Подольского. Литовско-Руськое государство стало терять руський элемент, взамен усиливались польские традиции.


Гетман Иван Мазепа в украинском национально-освободительном движении. Иван Мазепа — зодчий украинской культуры

Пагубность московской политики относительно Украины наиболее полно проявилась во время Северной войны, которую Московия с 1700 г. вела против Швеции.

Поставив себе цель освободить Гетманщину из-под власти Московии, Мазепа с 1706 г. поддерживал тайные связи со шведским королём Карлом XII. В 1708 г. Карл XII начал осуществлять свой давний замысел относительно похода на Московию. Поход должен был состояться в направлении Смо­ленска и Москвы. Начало похода было удачным. Однако после нескольких неудач в августе—сентябре Карл XII отказался от предыдущего плана и решил повернуть на Украину. Такое неожиданное развитие событий выну­дило Мазепу открыто восстать, объединившись со шведами для совместно­го ведения войны против Московии.

24 октября 1708 г. Мазепа выехал на встречу с Карлом XII. С ним выступили 4 тыс. войска, генеральная старшина и 7 из 12 полковников. Во время переговоров было получено согласие шведского короля поддер­живать освободительную борьбу казаков. Однако успех восстания Мазепы зависел от хода Северной войны.

Главный бой шведско-московской войны состоялся 27 июня 1709 г. под Полта­вой. Битва закончилась поражением шведов, а следовательно, и Мазепы.

Но не только освободительной борьбой увековечил своё имя гетман Иван Мазепа. Одним из важнейших направлений общей государственной политики Мазепы была культурно-просветительная деятельность. В развитие украинского образования, науки, искусства, архитектуры, лите­ратуры, книгопечатания гетман вкладывал огромные деньги из государственной войсковой скарбницы (казны) и собственные средства, справедливо пола­гая, что только так Украина сможет сравниться с европейскими государства­ми. Красноречиво свидетельствует тот факт, что под его непосредственным надзором и руководством сооружалось 12 храмов. При гетманстве Мазепы было восстановлено много старинных храмов княжеской эпохи. Ещё одна сфера культурнической деятельности Мазепы — печатное дело. Издания тех времён были одними из лучших в Украине. Не меньше, чем о церквах и монастырях, заботился гетман о Киево-Могилянской академии. Заботился Мазепа и о возникновении новых очагов культуры; одним из них была Чер­ниговская коллегия.

В течение долгого времени (более двух веков) имперские идеологи пыта­лись вычеркнуть имя гетмана Ивана Мазепы из исторической памяти украин­ского народа. Его называли преступником, христопродавцем, возглашали проклятия во всех церквах на территории Российской империи. Причём прокли­нали Мазепу именно за то, за что восхваляли Хмельницкого, — за восстание против иностранного господства. Но если восстание против Польши — со­бытие праведное и величественное, то восстание против России — преступ­ление. Отношение Петра I к Мазепе как к предателю распространялось и на историческую науку, что отнюдь не способствовало определению подлинно­го места этого гетмана в истории Украины. Современные же историки. давая оценку деятельности Мазепы, прежде всего принимают во внимание его вклад в укрепление украинской государственности в условиях неуклонного наступления на неё со стороны российского царизма. И хоть идея второй Хмельниччины при гетманстве Мазе­пы не была воплощена в жизнь, тем не менее удалось поднять украинское хозяйство и культуру, а следовательно, сохранить эти важные факторы государственной и национальной самобытности, достичь определённой стабилизации общества. Стремление Мазепы создать собственную элиту, его политика в области культуры и образования преследовали далеко идущую цель и обеспечили даже после его поражения ещё почти 80-летнее существование гетманского государства, повлияли на всё дальнейшее развитие украинского народа и его государственническик традиций, на формирование национальной культуры.

 Украинское национальное движение во время рево­люции 1905—1907 гг.

Реформы 60— 70-х гг. 19 в. значительно ускорили развитие капитализма, однако помещичье землевладение, самодержавие, сословные привилегии, а также национальный гнёт, господствовавший в Российской империи, оставались для страны серьёзным препятствием на пути прогресса. В начале 20 в. положение усложнилось экономическим кризисом и поражением России в русско-япон­ской войне 1904—1905 гг. Революционные события, потрясшие империю, выну­дили Николая II подписать 17 октября 1905 г. манифест, в котором обещались гражданские права, политические свободы. Манифест предусматривал созда­ние Государственной думы с законодательными правами.

Демократические перемены в империи оживили национальное движение в Укра­ине. Представители украинской интеллигенции основали культурно-об­разовательные организации — “Просвіти”. “Просвіти” занимались создани­ем библиотек, читален, школ с украинским языком преподавания, организовывали издание газет и книг, чтение лекций, проведение литературных и музыкальных вече­ров. Во многих школах учителя по своей инициативе переходили на преподавание на украинском языке. Появилась укоаиноязычная пресса: первой украиноязычной газетой стал “Хлібороб” — издание В. Шемета в Лубнах. В конце 1905 — начале 1906 г. на украинском языке начали выходить ряд газет, в частности “Громадянська думка”, потом “Рада”.

Под влиянием революционных событий в декабре 1905 г. РУП была превращена в Украинскую социал-демократическую рабочую партию (УСДРП); её лидерами стали Н. Порш, В. Винниченко, С. Петлюра. В конце 1906 г. УДП и УРП объединились в Украинскую демократическо-радикальную партию (УДРП). В аспекте государственного строитель­ства программа УДРП предусматривала создание федерации равноправных национально-территориальных единиц.

Приближались выборы в Государственную думу. Но левые партии бойкотировали их и не принимали участия в работе законодательного орга-- на империи. От Украины были избраны 102 депутата. 44 из них объедини­лись в украинскую парламентскую громаду, председателем которой был из­бран адвокат из Чернигова И. Шраг. Громада выпускала свой орган — “Ук­раинский вестник”.

Основное внимание украинская депутатская группа уделяла националь­ному и аграрному вопросам. 8 июля 19ц6 г. после непродолжительного су­ществования I Государственная дума была распущена. Украинские депутаты не успели провозгласить подготовленную ими декларацию об автономии Украины, а также законопроект о родном языке в школе.

Во II Государственной думе украинские депутаты вновь образо­вали украинскую думскую громаду, которая состояла из 47 человек. В основу её деятельности была положена программа УРДП. В Декларации украинской фракции отмечалось, что она будет вести борьбу за перестройку России в “правовое и демократическое государство”, добиваться обеспече­ния каждому народу права на автономию, в том числе и для украинцев.

Третьего июня 1907 г. царское правительство распустило II Государственную думу и издало новый избирательный закон, который сводил на нет избира­тельные права широких слоев крестьянства, рабочих и предоставлял значи­тельные преимущества помещикам и крупной буржуазии.

Революция 1905—1907 гг. была подавлена, однако она способ­ствовала пробуждению национального сознания украинцев, а укра­инские партии приобрели необходимый опыт политической борьбы в условиях революции.

Во время революции впервые были достигнуты определённые успехи в деле украинизации. В 1906 г. М. Грушевский перевёл из Львова в Киев изда­ние “Літературно-наукового вісника”. Журнал “Киевская старина” был пре­вращён в “Україну” и издавался на украинском языке. Возникло значитель­ное количество новых украинских журналов, среди которых “Українська хата”, “Рідний край”, “Дзвін”, “Село” и др. Всего в годы революции изда­валось 24 украиноязычные газеты, еженедельника и журнала. Был создан и ряд новых книгоиздательств, печатавших разнообразную литературу на ук­раинском языке. Впервые вышло полное издание “Кобзаря” Т. Шевченко.



 

ЩПС