Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по истории Украины - Попытки сохранения украинской государственности в составе Великого княжества Литовского в 15 в

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по истории Украины
Люблинская уния
Гетман Кирилл Разумовский
Великая Скифия в 5-4 ев. до н. э.
Возникновение украинского казачества
Региональное деление украинских земель в составе Российской и Австрийской империй
Восточные славяне накануне образования государства
Образование казацкой республики — Запорожской Сечи
Начало национального возрождения в Приднепровской Украине
Киевское княжество при Аскольде
Роль Кирилло-Мефодиевского общества в национально-освободительном движении
Роль князей Олега и Игоря в становлении Киевского государства
Роль Тараса Шевченко в украинском национальном возрождении
Княжение Ольги и Святослава
Начало национального возрождения на западноук-раинских землях
Историческое значение крещения Руси
Архитектура и изобразительное искусство 16 — первой половины 17 в.
Национально-освободительное движение на украинских землях во время революции 1848—1849 гг. в Австрийской империи
Место Владимира Великого в истории Украины
Культурно-образовательная деятельность Ярослава Мудрого
Греко-католическая церковь в первой половине 17 в.
Международные связи Киевского государства во времена Ярослава Мудрого
Политика российского самодержавия относительно Украины во второй половине 19 в.
Восстановление могущества Киевского государства и княжеской власти при Владимире Мономахе
Роль Михаила Драгоманова в развитии украинского национального движения
Политическая раздробленность Киевского государства и её последствия
Украинско-московский договор 1654 г.
Образование и литература Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Основание и деятельность Научного общества имени Т. Шевченко
Историческое значение Киевской Руси
Роль Михаила Грушевского в общественно-политической жизни Украины
Галицкое и Волынское княжества
Гетман Пётр Дорошенко в борьбе за независимость
Роль Данила Галицкого в национальной истории
Роль Ивана Франко в развитии украинской общественно-политической мысли
Значение Галицко-Волынского княжества в истории Украины
Конституция Филиппа Орлика --- первая Конституция Украины
Монгольское нашествие и его последствия для украинских земель
Особенности политического положения украинских земель в составе Великого княжества Литовского
Попытки сохранения украинской государственности в составе Великого княжества Литовского в 15 в
Возникновение Крымского ханства
Украинская шляхта 14 — 16 вв. Князь Константин (Василий) Острожский
Наш край в 19 - начале 20 в. (на материале Киева и Киевщины)
Наш край в 6 — 15 вв. (на материале Киева и Киевщины)
Образование и литература второй половины 19 — начала 20 в
Все страницы
 Попытки сохранения украинской государственности в составе Великого княжества Литовского в 15 в. Князь Свидригайло

Преемником князя Витовта стал младший брат Ягайла — князь Свидри­гайло Ольгердович. Он вновь повёл борьбу против усиления Польши, за независимость Великого княжества Литовского. Война развернулась с новой силой.

Однако ориентация Свидригайла на православную украинскую и бело­русскую знать вызвала недовольство литовских феодалов-католиков, и в сентябре 1432 г. они при поддержке Польши совершили дворцовый пере­ворот. Свидригайло спасся бегством, а великим князем литовским провоз­гласили брата Витовта — Сигизмунда, который восстановил унию с Польшей. Украинская и часть белорусской знати отказались признать власть Сигизмунда и пошли на создание самостоятельного государства. которое возглавил Свидригайло. По словам летописца, “...князья русь-кие и бояре посадили князя Свидригайла на Великое княжение Руськое”.

В состав новообразованного Украинско-Белорусского государства вошли Киевщина, Чернигово-Северщина, Волынь, Восточная Подолия, Смоленщи-на, Витебщина и Полоцкая земля. В военных стычках, проходивших на Во-лыни, в Подолии и Галиции, стал побеждать Свидригайло. Тогда, чтобы вне­сти раскол в ряды патриотов, Ягайло решил пойти на уступки белорусским и украинским феодалам. Выданные им привилегии уравнивали их в имуще­ственных и личных правах, в занятии должностей с феодалами-католиками. Не была упразднена лишь статья унии, закрывавшая православным доступ к высшим должностям и к великокняжескому совету. Часть белорусских и украинских князей и бояр, не веря в победу, перестала поддерживать Свид­ригайла. Некоторым из них не нравились его непоследовательность, склон­ность к интригам, беспринципность, чрезмерная подозрительность и жесто­кость.

Решающей стала битва / сентября 1435 г, на р. Швянте неподалё­ку от г. Вилькомира (ныне г. Укмерге в Литве). Великий князь литовский Сигизмунд возглавлял литовско-польскую армию. В жестоком бою армия Свидригайла потерпела сокрушительное поражение. 13 украинских и бело­русских князей полегли, а 42 попали в плен. Свидригайлу удалось бежать. Вилькомирское поражение стало катастрофой для планов украин­ской элиты — создать независимое государство.

В 1436 г. от Великого княжества Руського отпали Смоленск, Полоцкая и Витебская земли. Однако украинские земли продолжали оказывать сопро­тивление до 1439 г. В 1440 г. волынский князь Александр Чорторийский и киевский боярин Скобейко убили Сигизмунда. Литовская знать избрала ве­ликим князем 13-летнего сына Ягайла — Казимира. Побаиваясь нового вос­стания украинцев, она признала за Свидригайлом титул великого князя с уделом в Воль/ни и согласилась на восстановление Киевского и Волынского удельных княжеств. Возникли благоприятные условия для восстановления украинской государственности. Однако литовское правитель­ство этого не допустило. Воспользовавшись смертью Свидригайла, в 1452 г. оно ликвидировало Волынское княжество, а в 1471 г. — Киевское. Так был нанесён окончательный удар по намерениям украинской элиты добиться образования хотя бы автономного национального государства в составе Великого княжества Литовского. Незначительная её часть, возглавляемая князем Михаилом Глинским, в 1508 г. подняла восстание с целью восстановления Киевского государства, однако потерпела пораже­ние. С тех пор украинские князья и бояре утратили роль выразителя и за­щитника национальных интересов Украины и всё больше отходили от поли­тической деятельности, предпочитая удовлетворение узкосословных интере­сов.

Особенности развития украинской культуры во второй половине 17 — 18 в.

Украинская культура 18 в. развивалась в сложных условиях ограничения, а вскоре и ликвидации украинской автономии. Вследствие осуществле­ния царским правительством в Украине русификаторской полити­ки украинская культура теряла свою самобытность. Этот процесс вступил в силу после подчинения Украинской православной церкви Москов­скому патриархату (1686 г.). Украинская православная церковь постепенно Становилась одним из средств распространения российской культуры. Луч­шие интеллектуальные силы украинского народа в конце 17 — 18 в. привле­кались к работе в России. Немало деятелей украинской культуры возглави­ли российские церковные и образовательные учреждения. Среди них — Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Дмитрий Туптало и др. И всё же 18 в. был периодом незаурядного подъёма украинской культуры. Об этом свидетельствовало прежде всего высшее образование, основным цент­ром которого была Киево-Могилянская академия. Однако после 1709 г. для неё настали тяжёлые времена. В академии запретили учиться иностранцам, количество учащихся уменьшилось более чем в 10 раз. Во времена Даниила Апостола и Кирилла Разумовского наблюдалось частичное восстановление былой славы, но достичь уровня, на который поднялась академия в начале 18 в., уже не удалось. Если на Западе в образовании усилился научный рационализм, то в академии господствующими оставались схоластика и бо­гословие. Именно поэтому гетман Разумовский мечтал об учреждении в Ба­турине университета, который соответствовал бы тогдашнему уровню евро­пейского образования. В 18 в. в Украине внедрялась система начального образования, состоявшая из цифирных, полковых и гарнизонных школ. Оп­ределённая роль в распространении образования принадлежала странству­ющим дьякам, которые работали домашними учителями в состоятельных семьях. Детей господствующей верхушки, как правило, обучали воспитанни­ки Киево-Могилянской академии. По образцу академии были открыты кол­легии в Чернигове, Переяславе, Харькове.

Новые идеи в европейской науке не оставались вне внимания украинских учёных. Так, Ф. Прокопович в своей речи “О заслугах и пользе физики”, которую он произнёс перед студентами и профессорами- Киево-Могилян­ской академии, призывал к научному познанию мира.

В Украине конца 17 — 18 в. углублялось внимание к истории. Именно тогда появился ряд казацких летописей. Речь идёт о летописях Са-мойла Величко, Григория Грабянки, Самовидца. Основная их тема — собы­тия Национально-освободительной войны украинского народа. Авторы лето­писей впервые старались перейти от хронологического перечня событий к их осмыслению, используя при этом разнообразные документы.

Развитию науки и образования способствовали книгоиздательские цент­ры в Киеве, Чернигове, Новгороде-Северском. Здесь издавались книги и учебники С. Полоцкого, М. Смотрицкого и др.

В конце 17 — начале 18 в. претерпело изменения и украинское искусство. В монументально-декоративном искусстве, в росписях церквей, храмов ощущались народные мотивы, ярко проступали бытовые детали. Получил распространение стиль украинского барокко. Известнейши­ми живописцами этого стиля были Иван Руткович и Иов Кондзелевич, архи­текторами — И. Григорович-Барский и С. Ковнир.

В Украине зародился театр, центром которого стала Киево-Могилян­ская академия. Спектакли обычно ставили студенты. Авторами же пьес были профессора академии — Ф. Прокопович, М. Довгалевскмй, Г. Конисский. Большое -внимание в академии уделялось также музыкальному образова­нию. Действовала музыкально-хоровая школа. Значительным музыкальным центром в Украине была гетманская столица Глухов.

Итак, украинская культура в 18 в. всё больше отходила от средневеко­вых канонов, обогащалась идеями гуманизма и просвещения. Вместе с тем её развитие замедлялось из-за национального гнёта, вновь усилившегося на украинских землях.

Политика российского самодержавия относительно Украины в 1907—1914 гг.

Роспуск в июле 1907 г. II Государственной думы повлёк свёртывание даже тех ограниченных реформ, которые только лишь начинались в России. Но­вый избирательный закон, предусматривавший увеличение имущественного ценза для избирателей, настолько сузил социальную базу украинских поли­тических партий, что в III и IV Государственных думах не удалось образовать украинскую фракцию. III Государственная дума приняла осенью 1907 г. за­коны, органичивавшие права “инородцев” — украинцев, финнов, поляков, евреев и т.д. Усилился правительственный контроль над теми полити­ческими и общественно-культурными организациями, которые, по мне­нию правительства, способствовали распространению революционного “вольнодумства”. Вводились чрезвычайное положение и суровый зап­рет но демонстрации и митинги. Действовали военные трибуналы, ко­торые жестоко расправлялись с участниками выступлений. Политичес­кие партии перешли на нелегальное положение.

Усилились репрессии против украинства. Преподавание на украин­ском языке в каких-либо образовательных учреждениях сурово запреща­лось. Были распущены украинские клубы и большинство “Просвіт”, лик­видированы практически все основные украинские периодические изда­ния.

37 депутатов III Государственной думы предоставили в 1908 г. на рас­смотрение законопроект, согласно которому в начальных школах на терри­тории с малороссийским населением предлагалось ввести преподавание ук­раинского языка, но правительство его отклонило, поскольку тогдашняя внутренняя политика была направлена на максимально быстрое преодоле­ние последствий революции. Глава правительства Пётр Столыпин, человек весьма незаурядный, придерживался великодержавных взглядов и отрица­тельно относился к украинскому национальному движению.

Вместе с тем усилилась роль таких шовинистических организаций, мк “Клуб русских националистов”, основанный в Киеве в 1908 г. Шови­нисты преследовали еврейское, украинское национальные движения, кото­рые, по их мнению, “подрывали основы Российского государства”. Эти орга­низации пользовались широкой поддержкой царских властей. Ярким свиде­тельством этого стало “дело Бейлиса” — судебный процесс, организован­ный а Киеве в 1913 г. над евреем Бейлисом, которого обвинили в убийстве мальчика с ритуальной целью. Царские власти в лице министра юстиции и министра внутренних дел стремились провести процесс в угоду шовинисти­ческим силам. Однако активный отпор демократической' общественности, в частности выступления писателя В. Короленко, вынудили суд внимательней рассмотреть инспирированное дело, вследствие чего Бейлиса оправдали.

Большинство политических партий оказались в кризисном состоянии. Распалась Украинская радикально-демократическая партия. В 1909 г. пре­кратил существование Украинский социал-демократический союз. Часть де­ятелей Украинской социал-демократической партии, в частности С. Петлю-ра, В. Садовский, участвовали в создании межпартийного политичес­кого блока — Общества украинских поступовцев (ОУП). В совет, возглавивший общество, вошли известные деятели украинского движения — М. Грушевский, С. Ефремов, В. Винниченко, Е. Чикаленко, И. Шраг, Д. Дорошенко и др. Ближайшими задачами в своей деятельности ОУП счи­тало украинизацию образования, общественных учреждений, суда и церкви. Политическую линию общества проводила газета “Рада”. В центре вни­мания блока была деятельность “Просвіт”, Украинского научного об­щества, работавшего с 1907 г. в Киеве. Главенствующее место отводи­лось также отстаиванию украинских интересов в Государственной думе.

Украинский вопрос привлёк к себе особое внимание, когда в 1914 г. царское правительство запретило празднование дня рождения Т. Шевченко. В Государственной думе возникла дискуссия по этому поводу; немало депу­татов высказали своё возмущение запретом. Несмотря на репрессии со сто­роны властей, украинское студенчество вышло в марте 1914 г. на манифес­тацию под жёлто-голубыми стягами.

Украинское национально-освободительное движение набирало силу.