Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену: Экономика и менеджмент СМИ - Развитие журналистики в контексте рыночной и государственной экономики

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену: Экономика и менеджмент СМИ
Бюджет редакции. Структура редакционного бюджета. Составление оперативного бюджета
Развитие журналистики в контексте рыночной и государственной экономики
Прибыль СМИ как рыночного предприятия
Рекламная политика редакции, ее направления
Информационный рынок: закономерности формирования и развития
Бизнес-план редакции.
Информационный рынок: основные аспекты и структура
Маркетинговое обеспечение в процессе моделирования издания
Правовые предпосылки организации медиабизнеса
Процедура регистрации СМИ
Лицензирование аудиовизуальных СМИ
Проблемы российских печатных изданий в части распространения и реализации тиража
Правовые отношения учредителя, владельца, издателя, распространителя и редакции.
Ценовая политика редакции, ее направления
Экономические предпосылки организации медиабизнеса
Стратегия и тактика распространения периодического издания
Организационно-правовые формы в сфере информационного бизнеса
Современные тенденции развития мирового информационного рынка
Современные тенденции развития российского информационного бизнеса
История развития информационного рынка России
Трудовые отношения в редакционном коллективе.
Основы редакционно-издательского маркетинга.
Менеджмент и структура редакционного коллектива
Изучение рынка периодических изданий
Этические основы редакционного менеджмента
Исследование рынка покупателей информации.
Правовые основы редакционного менеджмента
Финансовая политика редакции. Финансовая база издания
Управление редакционным коллективом
Политика печатного издания в части реализации тиража
Редакционный менеджмент: его цели и задачи
Специфика медиабизнеса, влияющая на стиль руководства
Имидж и бренд периодического издания
Кадровая политика редакции как направление редакционного менеджмента
Все страницы

 

Развитие журналистики в контексте рыночной и государственной экономики.

Деятельность СМИ, их задачи, формы и методы работы напрямую зависят от той экономической системы, в условиях которой они функционируют. Ведь журналистика представляет собой одну из разновидностей производства – духовного производства – продукцией которого является журналистская информация.

Остановимся поподробнее на ряде ключевых понятий, необходимых нам для последующей работы – понятиях «рынок», «экономика» и «экономическая система».

Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара или услуги. В более широком смысле – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товара.

Экономика произошло от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством. С одной стороны, экономика, употребляется для обозначения хозяйства страны, включающего соответствующие отрасли и виды производства и обмена, с другой – под этим понятием подразумевают исторически определенную совокупность производственных отношений, экономический базис общества.

Современные зарубежные экономисты дают следующее определение: экономика – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Под экономической системой понимают систему взаимосвязанных принципов, форм, методов, организационно-правовых институтов ведения хозяйства.

Рыночная экономика – это экономическая система, основанная на рыночном механизме координации экономической деятельности. Для нее характерны наличие частной собственности, широко развитые товарно-денежные отношения, согласование производства и потребления посредством механизма ценообразования, свободная динамика цен, зависящая от несоответствия спроса и предложения, существование условий для конкуренции между товаропроизводителями, а также действенные противозатратный и ресурсосберегающий механизмы.

Деятельность СМИ в контексте рыночных отношений регулируется тремя законами рынка:

- законом соответствия спроса и предложения,

- законом стоимости,

- законом воспроизводительного потребления.

СМИ в контексте рыночной экономики:

- частная собственность на СМИ,

- направленность экономической деятельности редакции на получение прибыли,

- наличие информационного рынка, регулирующего хозяйственную деятельность редакции,

- присвоение собственниками издания прибыли, подлежащей налогообложению со стороны государства,

- труд рабочих как юридически свободных лиц.

Итак, редакцию газеты или телерадиокомпанию сегодня можно рассматривать как коммерческое предприятие – самостоятельный, с правами юридического лица, субъект хозяйствования, действующий в условиях самофинансирования и стремящийся получить прибыль путем реализации товара – журналистской информации.

Основная цель деятельности редакции заключается в том, чтобы рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей информации – позитивно принял продукт ее творческого производства.

Современная экономика журналистики, по определению В. Ворошилова, – это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования.

В советский период пресса нашей страны функционировала в рамках государственной экономики – экономической системы, для которой характерно преобладание государственной собственности на средства производства, и в основе которой лежит административно-командный механизм координации экономической деятельности.

Советская журналистика существовала на дотации государства, в условиях постоянной государственной и партийной опеки и поддержки – финансовой, материальной, идеологической. Как отмечает Семен Гуревич, издания обеспечивались бумагой, полиграфией, зарплатой, гонораром и руководством – указаниями, решениями, постановлениями и прочим.

СМИ в контексте государственной экономики:

- СМИ находятся в государственной собственности,

- СМИ ориентированы на воспроизводство определенной идеологии, на поддержание существующего политического строя,

- деятельность СМИ регулируется государством (вплоть до внутренних вопросов редакции – редактора назначаются, темы предлагаются и пр.),

- прибыль присваивается государством, газета содержится на государственные дотации.