Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену: Экономика и менеджмент СМИ - Правовые основы редакционного менеджмента

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену: Экономика и менеджмент СМИ
Бюджет редакции. Структура редакционного бюджета. Составление оперативного бюджета
Развитие журналистики в контексте рыночной и государственной экономики
Прибыль СМИ как рыночного предприятия
Рекламная политика редакции, ее направления
Информационный рынок: закономерности формирования и развития
Бизнес-план редакции.
Информационный рынок: основные аспекты и структура
Маркетинговое обеспечение в процессе моделирования издания
Правовые предпосылки организации медиабизнеса
Процедура регистрации СМИ
Лицензирование аудиовизуальных СМИ
Проблемы российских печатных изданий в части распространения и реализации тиража
Правовые отношения учредителя, владельца, издателя, распространителя и редакции.
Ценовая политика редакции, ее направления
Экономические предпосылки организации медиабизнеса
Стратегия и тактика распространения периодического издания
Организационно-правовые формы в сфере информационного бизнеса
Современные тенденции развития мирового информационного рынка
Современные тенденции развития российского информационного бизнеса
История развития информационного рынка России
Трудовые отношения в редакционном коллективе.
Основы редакционно-издательского маркетинга.
Менеджмент и структура редакционного коллектива
Изучение рынка периодических изданий
Этические основы редакционного менеджмента
Исследование рынка покупателей информации.
Правовые основы редакционного менеджмента
Финансовая политика редакции. Финансовая база издания
Управление редакционным коллективом
Политика печатного издания в части реализации тиража
Редакционный менеджмент: его цели и задачи
Специфика медиабизнеса, влияющая на стиль руководства
Имидж и бренд периодического издания
Кадровая политика редакции как направление редакционного менеджмента
Все страницы

 

Правовые основы редакционного менеджмента.

Для редакционного менеджмента правовые основы столь же важны, как и этические. Поскольку редакция, медиакомпания и информационное агентство представляют собой не только творческие, но и производственные коллективы, предприятия, они руководствуются всеми законами, определяющими деятельность государственных и негосударственных, коммерческих предприятий в России. Прежде всего это общие законы, регулирующие процессы основания и деятельности предприятий. К ним относятся Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, а также все подзаконные акты, разъясняющие статьи и положения этих документов.

Кроме этих общих законов и подзаконных актов правовой основой редакционного менеджмента служат специальные законы, определяющие цели, направления и характер функционирования средств массовой информации РФ. Среди них законы РФ: «О средствах массовой информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О государственной тайне», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «Об экономической поддержке районных (городских) газет», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» и другие, а также подзаконные акты, связанные с этими законами. Все эти документы образуют правовую базу, достаточную для организации деятельности редакций, компаний и агентств всех СМИ на территории России. Они обеспечивают защиту интересов СМИ и представляющих их журналистов на всех направлениях сбора информации и этапах подготовки и выпуска периодических изданий. К ним обращаются, представляя СМИ и защищая их интересы в судах. Но этими же законами руководствуются суды, решая дела о защите граждан, честь и достоинство которых были оскорблены публикациями в периодических изданиях.

Нарушение какого-либо из этих законов опасно для обеих сторон. Для государственных органов, властных структур, политических и общественных организаций, пытающихся ограничить самостоятельность СМИ в их профессиональной деятельности или преследовать журналистов за публикацию правдивой информации. И для самих редакций, компаний и журналистов, нарушающих закон, стремясь увеличить свои доходы. Но нарушать закон не только опасно, но и экономически невыгодно. Рано или поздно нарушение будет раскрыто, и за него придется расплачиваться – в переносном и буквальном смысле этого слова. Периодическое издание, не считающееся с законом, долго не просуществует, оно просто не выдержит обрушившегося на него груза административных и финансовых санкций. Предотвратить это можно в процессе менеджмента, которым руководит редакционный менеджер.

Резюме

Среди факторов, воздействующих на экономическую базу периодического издания, определенную роль играет этика журналистской и редакционной деятельности. Нарушение нравственных норм редакциями и журналистами экономически невыгодно. Оно ведет к серьезным финансовым потерям в результате ухудшения имиджа издания и отказа многих читателей и телезрителей от его информации. К этим потерям присоединяется выплата финансовой компенсации гражданам по решениям судов, рассматривавших иски к редакции о защите их чести и достоинства.

Возрастает ответственность журналиста перед его работодателем-редактором, учредителем издания. Если по его вине редакции был нанесен серьезный моральный и финансовый ущерб, он лишится работы.

Усложняются обязанности редакционного менеджера: к ним присоединяется наблюдение за этической стороной профессиональной деятельности руководителей коллектива и его работников, предотвращение нарушений норм журналистской этики. Помочь в этом может формирование в редакции своего этического кодекса, соблюдение норм которого обязательно для всех сотрудников.

Не меньшее значение для редакции и ее издания имеет соблюдение всеми работниками правовых норм. Поскольку редакция – это государственное или негосударственное предприятие, вся его деятельность – подготовка и выпуск периодического издания, его выход на рынок и распространение – регулируется законами Российской Федерации. Прежде всего, общими законами – Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и другими, которыми руководствуются все предприниматели, а также специальными законами, связанными с журналистской деятельностью и функционированием СМИ, – «О средствах массовой информации», «О рекламе» и др. Их нарушение влечет за собой административные и экономические санкции. Невнимание журналистов и редакции к правовым нормам их деятельности приводит к ослаблению экономической базы издания, бюджетному дефициту и возникновению угрозы банкротства.