Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по социологии журналистики - Соц аргументация журналистского текста

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по социологии журналистики
Предмет, цели, функции социологической журналистики
Социальный и профессиональный статусы журналиста
Социальные аспекты личности журналиста. Самоидентификация
Понятие социальной проблемы
Отражение социальных проблем в российских СМИ
Аудитория СМИ: цель и методы изучения
Общественное мнение и СМИ: отражение и формирование
Мотивы и принципы взаимодействия журналистов и социологов
Основные источники социальной информации
Правовое регулирование обнародования результатов опросов общественного мнения
Основные виды социальных публикаций в СМИ
Основное содержание социальной культуры журналиста
Соц аргументация журналистского текста
Контент-анализ в журналистской практике
Экспертный опрос и особенности его проведения
Российские опросные службы и их спецификация
Особенности графического представления соц. данных
Все страницы

Соц аргументация журналистского текста


В реальности проникновение социологических данных в ткань журналистских текстов осуществляется постоянно, поскольку в наше время без исследований социологов не обходятся ни пропагандистская кампания, ни обсуждение и принятие решений органами власти. К аргументации, почерпнутой из результатов соответствующих исследований, прибегают политики, политологи, психологи, ведущие телевизионных ток-шоу.

Три поля – политическое, журналистское и социальных наук – объединяет претензия на навязывание обществу легитимного видения социального мира. И потому для журналистов анализ состояния политического и журналистского полей в их взаимосвязи с полем социальных наук важен практически всегда: происходит опосредованное познание журналистом реальных общественных отношений; эти же результаты содержат в себе используемую затем в публикациях аргументацию. Следовательно, приводимая журналистами аргументация социологического характера может быть элементарным навязыванием другим агентам политики и аудитории сомнительных в своем происхождении сведений, которые П. Бурдье назвал артефактом.

социологические данные как элементы доказательной базы в журналистских произведениях ценны и достоверны, если они:

?          почерпнуты из надежного источника;

?          корректно используются в соответствующем контексте;

?          цитируются полностью, без принципиально значимых умолчаний.

Следует также отметить, что социологическое обеспечение доказательной базы журналистских выступлений может осуществляться на разных уровнях. Так, первый из них, простейший, подразумевает такое использование отдельных социологических данных, которое неискушенной части аудитории даже незаметно.

Скажем, в небольшой аналитической публикации по поводу развития ипотечного кредитования жилищного строительства отмечается, сколько в процентном выражении горожан могут позволить себе дорогостоящий банковский кредит. Показатель явно взят из какого-то источника, в свою очередь опирающегося на данные социологов. Но в газете об этом ничего не сообщается – не столь уж принципиально это уточнение, журналисту можно поверить и на слово. Гораздо важнее, что публикация может побудить к размышлениям тех, кто уполномочен принимать решение, а уж они-то при желании отыщут всю необходимую для данного случая социологическую информацию.

Более сложный вариант возникает, когда журналист стремится обязательно указать источник сведений, атрибутирует всю приводимую им социологическую информацию. Такое чаще всего случается, если в полемической публикации рассматривается комплекс сложных социальных проблем, каждая из которых по-своему спорна. В противном случае без строгой аргументации каждого положения становится зыбкой общая конструкция журналистского выступления. Здесь автор проявляет особую заинтересованность в придании своей аргументации впечатления несокрушимости.

Более внимательно следует отнестись к журналистским публикациям, которые полностью опираются на социологический эксперимент, организованный и проведенный творческими работниками СМИ. Здесь источником социологической информации выступает уже сам журналист, а точнее говоря, социальная реальность, которую он увидел, проанализировал и должным образом осмыслил.