Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Современные зарубежные СМИ. Шпаргалки Часть 1 - Общественно-правовое и частное телевидение Германии.

Печать
Индекс материала
Современные зарубежные СМИ. Шпаргалки Часть 1
Транснациональные корпорации на рубеже ХХ – ХХI вв
Система и типология современных зарубежных СМИ
Четыре теории прессы
Концепция постиндустриального общества в трактовке Д.Белла
Структура современной медиасистемы информационно развитых стран
Основные этапы развития газетной индустрии в западных странах
Современные тенденции развития газетного рынка
Типы рыночных структур на газетном рынке
Общие черты газетных рынков информационно богатых стран
Печатные СМИ западных стран в условиях экономического кризиса
Особенности влияния процесса конвергенции на газетную периодику
Эволюция рыночной стратегии радиовещания в западных странах
Основные форматы зарубежных радиостанций на современном этапе.
Основные модели телевизионной индустрии в западных странах
Основные типы современных журнальных изданий
Типологическая характеристика современной прессы США
Общественные СМИ в США на современном этапе.
Современное коммерческое радиовещание и телевидение США.
Типологическая характеристика прессы Великобритании на современном этапе
Структура современного радиовещания Великобритании.
Общественно-правовое и частное телевидение Германии.
Особенности развития современной французской прессы.
Аудиовизуальные СМИ Франции
СМИ Китая на современном этапе
Все страницы


Общественно-правовое и частное телевидение Германии.


Понятие государственное телевидение или радио немцам неизвестно. В стране существуют только два типа вещания –общественно-правовое и частное. С частными каналами - их десятки - всё понятно - они принадлежат различным медиа-магнатам или медиа-холдингам, причём, не всегда немецким, но всегда ставящим перед собой только экономическую цель – заработать. Это важно подчеркнуть – частные каналы никакого политического значения не имеют. Они - довесок, а обеспечение населения общественно- политической информацией - это задача общественно- правовых сетей. Их две – ARD и ZDF.

АРД - это сокращенное название Рабочего содружества независимых общественно-правовых региональных вещательных организаций. Их девять и вся страна поделена между ними по чисто географическому принципу: юго-запад, север, восток, Берлин, Бавария...

В современном немецком понимании, ОБЩЕСТВЕННОЕ – значит не государственное, и не частное, а управляемое представителями общественности. ПРАВОВОЕ - значит, что эти представители выбираются не какими-то немецкими березовскими, а в соответствии с законами, регулирующими все технические, финансовые и политические вопросы. Появились эти законы в Германии только после Второй мировой войны.

Система радиовещания нацистской Германии, как две капли воды напоминала советскую, т.е. была централизованной и управлялась партией. Ещё в 33м году министр пропаганды Геббельс «Законом о редакторах» подчинил все органы информации национал-социалистической партии. Как говорил Геббельс:

Радио должно служить лишь нашей идее. Никакая другая политическая установка не должна иметь здесь права слова. Радиовещание должно быть и является лишь средством достижения целей, поставленных правительством.

Для того, чтобы довести эти цели до каждого, Геббельс ещё в начале тридцатых распорядился выпустить, так называемые, «народные приёмники», по принципу действия сходные с теми чёрными тарелками, которые были тогда в каждой советской квартире. Кстати, слушание заграничных радиостанций было запрещено и во время войны каралось заключением в концлагерь.

Разгромив нацизм, победители тут же взялись за радио. Из пропагандистского рупора оно должно было превратиться в средство массовой информации, способствовать освобождению немецкого сознания от нацистской идеологии - денацификации. Как это должно происходить все победители понимали по-разному. В советской зоне централизованными методами (фактически - старыми геббельсовскими методами) начали вести коммунистическую пропаганду, но это тема особой передачи.

На западе, т.е. в зонах, подконтрольных западным странам, довольно скоро укоренилась британская модель организации вещания – она оказалась и наименее затратной, и лучше всего поддающейся контролю. Ведь эта модель предполагает существование местных станций, которые делают свои региональные программы и одновременно поставляют элементы для создания общенациональной программы. Всё строится на статье пятой Основного закона ФРГ, принятого ещё в 1949 году:

Каждый имеет право свободно выражать и распространять своё мнение, будь то устно, письменно или визуально и беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Гарантируется свобода печати и свобода распространения информации, посредством радио, телевидения и кино. Цензура запрещена

Уже через год - с расширением объёма вещания - появилась необходимость координировать деятельность всех региональных компаний.

Не руководить ими, а именно координировать! Этот принцип был зафиксирован летом 50го года, когда руководители шести независимых региональных радиокомпаний, способных совместными усилиями снабжать информацией всю страну, подписали в Бремене «Соглашение о создании Рабочего содружества независимых общественно-правовых региональных вещательных организаций – АРД». Слова «рабочее содружество», вынесенные в название организации подчёркивают, что в этом объединении все равны, а все дружат только ради работы. Это подчёркивает и один из основателей АРД, бывший руководитель Западногерманской телерадиокомпании (ВДР) Манфред Энке:

Никакого централизма. Земельные радиостанции обсуждают между собой технические и финансовые проблемы, налоги, создание корреспондентской сети, возможности трансляции со всех концов не только Германии, но и мира, покупку прав на ретрансляцию спортивных состязаний. Во всем остальном радиостанции абсолютно независимы друг от друга.

В 52-м году они приняли решение расширить общую финансовую базу с тем, чтобы выпускать и совместные телепрограммы. Тогда же была разработана и концепция общегерманского телевизионного канала – названного первым телевидением.

ARD, в частности, и общественно-правовому вещанию, в целом, принадлежит ведущая роль в деле объективного информирования населения по основным проблемам жизни - так сформулировал задачу Конституционный суд. Ответственными за выполнение этого основного требования являются контрольные органы. Во-первых, это Совет по вопросам вещания – иногда говорят наблюдательный Совет, формулирующий политику станции. В него входят:

представители двух крупнейших конфессий и еврейских общин,

представители предпринимательского корпуса,

представители профсоюзов,

представители всех партий, избранных в парламент,

представители правительства представители различных неправительственных организаций и движений – женских, спортивных, культурных и т.д.

Все эти представители или делегированы организациями, или избраны парламентами. Что особенно важно: «делегаты» от политических партий не имеют большинства в Наблюдательном совете.

Члены этого - Наблюдательного - совета избирают административный Совет. Он контролирует соблюдение программных директив, составляет проект бюджета и осуществляет контроль за ходом дел. Он избирает интенданта, который отвечает за содержание программ перед обоими Советами. Все органы формируются заново каждые четыре-шесть лет.

Такая "многоярусная" конструкция (интендант - административный совет - общественный совет) призвана обеспечить независимость телерадиовещания от государства. Однако на практике абсолютно исключить политическое влияние (точнее, исключить влияние партий) не удается и в Германии. И понять это проще всего на примере другой общественно-правовой компании - Второго германского телевидения - ZDF, которая была создана в нормальных условиях, т.е. не под давлением западных оккупационных властей и не в условиях послевоенного стресса.

Федеральное правительство неоднократно пыталось создать своё – государственное - телевидение. Так, в 61м году Канцлер ФРГ Конрад Аденауэр предложил создать акционерную организацию под названием "Немецкое телевидение». Контрольный пакет акций - 51 процент - был бы в руках правительства. Вторым источником финансирования должна была стать реклама. Что-то вроде российского ОРТ. Но АРД – содружество общественно-правовых телерадиокомпаний – выступило против и нашло поддержку в Федеральном конституционном суде.

"Согласно статье пятой основного закона, этот современный инструмент формирования общественного мнения не может принадлежать ни государству, ни какой-либо одной общественной группе. Телерадиовещание должно быть организовано так, чтобы все демократически настроенные группы населения могли влиять на него и получать место в эфире. Необходимо обеспечить разнообразие мнений".



 

хостел дешево