Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по конфессиональной журналистике - Общероссийские печатные Православные СМИ

Печать

 


Общероссийские печатные Православные СМИ

Журнал «Фома» - общенациональное православное издание. На сегодняшний день это единственное православное миссионерское издание подобного масштаба. В различных епархиях Русской Православной Церкви существуют миссионерские альманахи, небольшие городские или даже приходские издания.

Так, в феврале 2007 года липецкий православный молодежный клуб «Экклезиаст» праздновал свою вторую годовщину. По-гречески «экклесиа» - собрание. В библейском контексте это община верующих. Экклезиаст - тот, кто призывает в собрание. В соответствии с названием, клуб ориентирован не только на уже воцерковленных людей, но и на тех, кто только интересуется православием, для кого актуален вопрос выбора духовного пути. Сегодня среди членов клуба около полусотни постоянных участников, которые с недавних пор организовали выпуск собственного журнала. Возможно, что несколько десятков человек и скромный тираж, колеблющийся в пределах одной - полутора тысяч экземпляров, для полумиллионного Липецка не такое уж большое достижение, но «экклезиастовцы» не смущаются своей малочисленностью.

Издания, подобные липецкому миссионерскому журналу, открыто говорят о своей миссионерской направленности. На современном книжном рынке присутствует также ряд журналов, близких по направлению к «Фоме», но имеющих существенные особенности. Это такие издания, как журналы «Нескучный сад», «Славянка», «Вода Живая».

Развиваются издания, полагающие своей основой духовно-просветительскую деятельность. Представитель этого направления христианской печати - иллюстрированный журнал «Русский паломник», учрежденный Валаамским обществом Америки. Этот старейший миссионерский журнал издавался еще в прошлом веке и возобновил свою деятельность в 1991 году. Он тоже ориентирован на православных христиан, но ставит перед собой более широкие цели - «сохранение и распространение древнехристианской монашеской мудрости вне всяких церковных разделений для всех пятидесяти юрисдикций, исповедующих православную веру во всех странах мира».

Существует также ряд журналов, которые декларируют очень близкие «Фоме» цели и задачи. К примеру «Нескучный сад», издающийся с 2001 года. Задуманный как журнал о делах милосердия, он вышел за рамки вопросов «социального служения». Главный вопрос, который ставит редакция перед собой и своими читателями: «Как быть православным в современном мире?»

Несколько слов хочется сказать и о женском православном журнале «Славянка». На первый взгляд может показаться, что «Фома» и «Славянка» абсолютно разные издания, которые не подлежат сравнению. На самом деле, очевидна близость многих тем: «Славянка» рассказывает о высоком предназначении женщины, об обретении веры и нелегких судьбах наших соотечественников, о значении церковных таинств и об истории православных праздников, о здоровье и воспитании детей, о нравственных основах брака и семейных взаимоотношениях. Есть, конечно, и чисто «женские» рубрики, на страницах которых речь идет о русских традициях домоводства, рукоделии и кулинарии. Сквозной вопрос журнала тот же, что и у «Нескучного сада» немного видоизмененный: как быть православной женщиной в современном мире?

«Вода Живая» - прежде всего журнал для интеллектуалов, людей задумывающихся о мироустройстве и нуждающихся в серьезном периодическом издании. На страницах журнала, разумеется, можно будет найти и хронику епархиальной жизни, и богословские научные статьи. Вместе с тем общая направленность журнала - это жизнь современного общества, которая делает издание полемичным, интересным, философским, одним словом - живым. Журнал отзывается на все перемены в жизни общества. В сферу его интересов попадают наука и городское устройство, история и архитектура, культура и благотворительность, образование и семейные ценности, духовная и светская жизнь города. «Вода» публикует на своих страницах рецензии на книги и фильмы, очерки о путешествиях, интервью, анализирует светские события. Одной из особенностей журнала можно назвать рубрику, где из номера в номер дается всестороннее объяснение христианских символов. В номере первом - это вода.

Все вышеперечисленные издания имеют, по крайней мере, одно неоспоримое сходство - внешний облик. То есть глянцевый формат, богатый иллюстративный материал, шрифтовое оформление и верстка, традиционные для светских изданий. Это говорит и об общем стремлении выйти на массового читателя.

Следовательно, православная периодика, в попытке выйти на российский рынок СМИ, испытывает те же «болезни роста», что и издания светские. Так, в процессе становления журнала «Фома», редакция стала получать критические письма от читателей, наподобие следующего: «"Фома" стал более похож на другие глянцевые журналы, которых и без того достаточно на наших прилавках». Другой читатель высказывал схожее мнение: «Грустно, что, по моему ощущению, "Фома" постепенно слегка "глянцевеет"...»