Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к гос.экзамену Менеджмент в СМИ. Часть 1 - Метод массового опроса и его разновидности

Печать
Индекс материала
Ответы к гос.экзамену Менеджмент в СМИ. Часть 1
Изменение структуры теле и радиорынка РФ после перехода на цифровое вещание
Основные теории массовых коммуникаций
Теоретические методы исследования
Метод структурного и функцонального анализа
Способы продажи рекламы в Интернете
Метод системного анализа в СМИ
Основные носители рекламы в Интернете
Метод феноменологического анализа
Критическая теория и критика индустриализации культуры как подход к изучению медиа
Медиаметрия как направление использования компьютерных технологий в медиаисследованиях
В. Беньямин и критика технического воспроизводства объектов культуры
Метод теоретического моделирования
Компьютерные системы поддержки опросов
Понятие эмпирических методов исследования
Программное обеспечение для управления редакцией
Метод массового опроса и его разновидности
Г. Маркузе и теория рационализации общества
Метод экспертного опроса и его разновидности
Компьютерные технологии производственной деятельности телеканалов
Лингво-структуралистские теории медиа
Компьютерные технологии производственной деятельности радиостанций
Цели и дерево целей в организации медиакомпании
Компьютерные технологии производственной деятельности печатных СМИ.
Все страницы

 


 Метод массового опроса и его разновидности. Понятие репрезентативности. Статистическая ошибка в выборочных опросах. Границы применимости метода массового опроса.


Массовый опрос, опрос общественного мнения - наиболее распространенный метод социологического исследования. Часто применяется вместе с другими социологическими методами – экспертными опросами, фокус-группами (см.), социально-психологическим тестированием, встроенным наблюдением, контент-анализом. Однако в отличие от этих методов, МО предполагает участие в исследовании большого числа респондентов, отобранных на основе специальной выборки, и отражающих в своей совокупности структуру населения того или иного региона, социальной группы, страны в целом. На основании результатов МО с той или иной степенью точности строится прогноз о массовом поведении, в т. ч. голосовании на выборах, участии в протестных акциях и др. Хотя отдельные МО проводились и ранее, широкое распространение практика МО, особенно в ходе избирательных кампаний, получила в послевоенное время, сначала в США (Дж. Гэллап), а потом и в Европе (Э. Ноэль-Нойман и др.). Пионерами проведения МО в СССР (начиная с 60-х годов) были Борис Грушин, Владимир Шляпентох, Леонид Гордон, Владимир Ядов, Андрей Здравомыслов и др. В постсоветской России проведение МО было поставлено «на поток», особенно в период избирательных кампаний, однако ко многим из них высказывались обоснованные претензии с точки зрения качества и профессионализма.

Основное предназначение массового опроса - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию. В то же время адекватность соответствия между феноменом массового сознания и его вербальным отражением в ответах на вопросы социологов является во многом дискуссионной. Дело не только в возможной неискренности опрашиваемого, по разным причинам нежелающего или опасающегося высказывать свое истинное мнение, но и в феномене «парадных ценностей», когда опрашиваемый невольно выдает за свои собственные оценки общественно одобряемые «клише», которые в реальной жизни не мотивируют его на принятие важных для себя решений. Именно поэтому в практике МО огромную роль играет точность и продуманность формулировок вопросов, перечня вариантов ответов на закрытые вопросы анкеты.

Опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист или анкета), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. В анкете могут содержаться как «закрытые» вопросы, в которых опрашиваемому предлагается выбрать один или несколько устраивающих его ответов из заранее подготовленного перечня, так и «открытые», ответы на которые полностью формулирует сам опрашиваемый. Существуют ограничения на объем анкеты, время ее заполнения, учитывая возможную усталость опрашиваемого. Обычно анкета строится из расчета не более 30-40 минут на время ее заполнения, а в ряде случаев (уличные опросы, телефонные опросы) – 10-15 минут. Формулировки вопросов должны быть понятными и однозначными, а число вариантов ответов не превосходить 5-7 позиций. Исследователи общественного мнения должны избегать т.н. «наводящих» вопросов, формулировка которых уже содержит скрытую подсказку и влияет на получаемые ответы.
Для получения достоверных результатов отбор респондентов для проведения МО (выборка) должен строиться в строгом соответствии с рядом правил. МО, проведенный по репрезентативной и представительной выборке позволяет с высокой степенью точности (обычно до 2,5%) выявить количественные характеристики общественного мнения. Репрезентативность выборки предполагает представленность в ней основных социальных и демографических групп населения в той же пропорции, как и в генеральной совокупности (населении округа, региона, страны в целом), а также необходимый объем числа опрошенных («респондентов») - обычно не менее 1500-1700 опрошенных по общероссийской выборке или 1000-1200 по отдельному субъекту федерации. Часто выборка бывает многоступенчатой – сначала отбираются регионы, города опроса, а уже в них – конкретные респонденты. Конкретное число опрошенных определяется исходя из требуемой точности и финансовых возможностей заказчика. При этом параметры точности результатов исследования возрастают существенно медленнее, чем растет размер выборки опрошенных. Так увеличение числа опрошенных с 1500 до 15000 (т. е. в 10 раз) позволяет увеличить точность результатов всего примерно на 0,3%. Таким образом, чрезмерно большие выборки редко используются в современной социологии, так как более высокая точность не компенсирует высоких расходов.

В соответствии с намеченным числом опрошенных строится конкретная модель выборки. Иногда она является жесткой (указываются конкретные адреса и фамилии лиц, подлежащих опросу), иногда мягкой (выбор конкретного опрошенного осуществляет сам интервьюер исходя из так называемых квот, включающих демографические и некоторые социальные характеристики – сколько всего опросить лиц того или иного пола, возраста, профессии, типа квартир и т.д., в зависимости от конкретных целей исследования). Чаще всего опросы проводятся по месту жительства опрашиваемого (поквартирная выборка), однако все большее распространение получают также уличные и телефонные опросы. Эти виды опроса требуют меньше времени, легче достигается контакт с опрашиваемым, однако они налагают жесткие ограничения на содержательную сторону исследования, предполагая относительно упрощенный вариант обсуждаемых тем.

Наличие социологической сети, то есть заранее подготовленной группы исследователей, оснащенных моделью выборки и современными средствами связи, позволяет обеспечивать более высокую точность и оперативность исследования. При отсутствии подобной сети иногда ограничиваются зондажными замерами, когда общественное мнение региона изучается на примере одной или нескольких «точек» опроса. В сегодняшней России действует немало служб общественного мнения, располагающих современными технологиями сбора информации, которые стабильно добиваются весьма точных прогнозов (самые известные из них – Фонд «Общественное мнение», ВЦИОМ, Левада-центр и др.).
Непосредственно массовый опрос осуществляется интервьюерами или регистраторами, в обязанности которых входит либо фиксация ответов опрашиваемого (респондента) на вопросы анкеты, либо контроль над процессом самозаполнения анкеты или опросного листа респондентом (если именно эта методика предусмотрена). Собранные анкеты подвергаются статистической обработке с помощью компьютерных программ (самый известный статистический пакет - SPSS). На основании полученных данных готовится отчет, содержащий анализ и выводы.
Особняком в практике МО стоят так называемые «интерактивные опросы», часто проводимые электронными СМИ и в Интернете. Они не являются репрезентативными, так как в них принимают участие только специфические группы аудиторий того или иного СМИ, пользователей Интернета, к тому же наиболее активные представители этих групп. Поэтому результаты интерактивных опросов не могут использоваться в научных и прогностических целях, но могут служить информационным поводом для разного рода дискуссий и обсуждений.
МО являются важной компонентой социологического исследования выборов (см.), на их основе формируется основные темы избирательной кампании, способные вызвать отклик у избирателей, отслеживается динамика отношения к кандидату или политической партии, вносятся необходимые коррективы в тактику избирательной кампании.

Различают следующие виды массовых опросов:
- личный опрос;
- письменный опрос (анкетирование);
- телефонный опрос;
- почтовый опрос;
- опросы с помощью компьютерных технологий.
Выбор того или иного метода массовых опросов обуславливается бюджетом кампании, необходимой точностью данных, временными рамками. Наиболее точным и быстрым является личный опрос.

 



 

ooo-mifns.ru презентация оформление земли кадастровый учет