Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к гос.экзамену Менеджмент в СМИ. Часть 1 - Метод структурного и функцонального анализа

Печать
Индекс материала
Ответы к гос.экзамену Менеджмент в СМИ. Часть 1
Изменение структуры теле и радиорынка РФ после перехода на цифровое вещание
Основные теории массовых коммуникаций
Теоретические методы исследования
Метод структурного и функцонального анализа
Способы продажи рекламы в Интернете
Метод системного анализа в СМИ
Основные носители рекламы в Интернете
Метод феноменологического анализа
Критическая теория и критика индустриализации культуры как подход к изучению медиа
Медиаметрия как направление использования компьютерных технологий в медиаисследованиях
В. Беньямин и критика технического воспроизводства объектов культуры
Метод теоретического моделирования
Компьютерные системы поддержки опросов
Понятие эмпирических методов исследования
Программное обеспечение для управления редакцией
Метод массового опроса и его разновидности
Г. Маркузе и теория рационализации общества
Метод экспертного опроса и его разновидности
Компьютерные технологии производственной деятельности телеканалов
Лингво-структуралистские теории медиа
Компьютерные технологии производственной деятельности радиостанций
Цели и дерево целей в организации медиакомпании
Компьютерные технологии производственной деятельности печатных СМИ.
Все страницы

 

 

 Метод структурного анализа. Метод функционального анализа. Метод структурно-функционального анализа. Границы применимости данных методов.

Структурный метод изучения СМИ (лат. structura - строение, расположение, порядок) - логическое исследование, систематизация и попытка истолковать, исходя из этой систематизации, все ее компоненты, отдельные логические сущности не должны вырываться из органической целостности и нельзя их изучать изолированно друг от друга: своим значением они обязаны контексту, в связи с которым их я следует понимать. Формирование структуралистской методологии датируется выходом в свет "Курса общей лингвистики" Ф. Соссюра. Объект исследования здесь -различные варианты формируемых в процессе декомпозиции системы структур, позволяющие всесторонне оценить свойства системы. Структура по М. Тода, Э. Шуфорд-совокупность отношений между подсистемами, полученными в результате применения того или иного способа декомпозиции к исходной системе.

Основные этапы: 1. декомпозиция системы управления на интересующие исследователя подсистемы и элементы, формирование структур и их описание; 2.определение качественных и количественных характеристик (показателей) выделенных структур (оценивание структур); 3.формирование критериев и оценка эффективности выделенных структур; 4. принятие решения о необходимости совершенствования структурных характеристик системы управления. Структурный анализ - научный метод познания, целью которого является изучение статических характеристик системы путем выделения в ней подсистем и элементов различного уровня и определения отношений и связей между ними. Таким образом, при анализе структуры в первую очередь важно выявить взаимосвязь между ее элементами, способы воздействия одного элемента на другой, характер отношений между элементами. Типология управленческих структур. Иерархическая, линейная, сетевая, матричная, пространственно-матричная система. Все, что выходит за пределы исследуемой структуры, не поддается структурному методу. Если важны также внешние связи рассматриваемой системы, то следует переходить к изучению более широкой системы, в которой эти связи становятся внутренними, но при этом снова удовлетворяется требование, чтобы более широкая система была замкнутой.

Функциональный метод (от лат. functio - свершение, исполнение) - это методологический принцип (Г. Спенсер, Б. Малиновский, А. Р. Раддклиф-Браун, Р. Мертон), состоит в вычленении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их статуса (места) и функции в некоторой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение; один из компонентов системного подхода заключающийся в выявлении функции отдельных элементов данного социального образования. Функция — зависимость одних переменных величин от других; это совокупность процессов, происходящих в ходе взаимодействия объекта и внешней среды. В рамках подхода систему принято рассматривать исключительно с позиции ее внешнего окружения. Впервую очередь интересуют отношения системы как целого с объектами, лежащими вне нее, то есть со средой. Исходя из этого, функцией, или поведением, системы можно назвать все то, что можно узнать о системе, не касаясь ее внутреннего содержания, абстрагируясь от него. Функционализм – один из компонентов системного подхода, заключающийся в выявлении функций отдельных элементов и их взаимосвязи. Сущность состоит в вычленении элементов социального взаимодействия и определении их места и функции в некоторой связи. Основатель – Парсонс Это один из наиболее развитых и детально разработанных подходов в социогуманитарном знании 20 в., задающий принципы исследования социокультурных явлений и процессов как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение. Соотносится со структурным подходом (структурализмом), имеет с ним общие «генетические» корни и теоретико-методологические основания. Цель функционального анализа — исследование динамических характеристик системы путем определения процессов изменения ее состояния с течением времени на основании приятных алгоритмов функционирования. Категории функционального анализа. Дисфункция – нарушение функций системы, отклонение от первоначально заданных параметров. Декларируемая функция – функция, суть которой обозначается так или иначе, но совсем не обязательно реальная функция соответствует декларируемой. Латентная функция – внешне не проявляющиеся скрытые функции социального института или лиц представляющих его. Есть и Неофункционализм — принципиальное отличие состоит в том, что в исследованиях структурной дифференциации неофункционализм подходит к проблеме социальных изменений комплексно, дополнив их функциональный анализ политической социологией, а также социологией культуры, массовых коммуникаций, феминизма, профессий, экономики. Разработанный группой американских исследователей во главе с Э.Хаасом, к 1960-м годам. Термин «неофункционализм» был введён в научный оборот самим Александром Джеффри в 1985 году. Александер, учтя критику функционализма 60-70-ых годов, дополнил концепцию Парсонса достижениями других социологических школ. Критика функционализма заключается в критике представлений об обществе как объективном и структурированном феномене с определенными функциями. На самом деле предположение о том, что все части социальной системы взаимодействуют гармонично, неверно. То, что функционально для одной части– дисфункционально для другой. Мертон ввел понятие дисфункции, которое отражает негативные последствия воздействия одной части системы на другую.

Структурно-функциональный метод изучения СМИ сложился во второй половине XX столетия, хотя его корни восходят к основателям социологической теории - О. Конту, Г. Спенсеру и Э. Дюркгейму, а основатель – Толкотт Парсонс. Структурный функционализм исходит из таких представлений об обществе, которые неразрывно связаны с формированием социологии и определением ее как самостоятельной науки. Он рассматривает общество как объективную реальность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, развитие и функционирование которой может быть объяснено только "изнутри". Критика ученика Парсонса – Роберта Мертона, проблема дисфункции. Критика того, что у Парсонса не было конфликтов и не было развития/эволюции функций общества. По Герберту Спенсеру, социология – наука об изучении структурных и функциональных изменений, которые происходят в обществе. По Дюркгейму, общество хоть и результат взаимодействия индивидов, но обретает собственную реальность, которая развивается по своим собственным законам. Социальный факт оказывает принудительное воздействие на индивида. Цель — анализ структуры, взаимосвязи между элементами и функции каждой из подсистем. Отличие от системного подхода — рассматривает внутренние характеристики системы и ее дополнительные свойства, которые возникают в процессе композиции. Но не рассматривается внешняя среда.