Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по стилистике. Часть 1 - 2. Функциональная стилистика как раздел стилистики. Предмет, задачи, основные понятия.

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по стилистике. Часть 1
2. Функциональная стилистика как раздел стилистики. Предмет, задачи, основные понятия.
3. Стилистика текста как ответвление функциональной стилистики. Предмет, задачи.
4. Понятие функционального стиля речи. Классификация функциональных стилей.
5. Речевая системность функционального стиля
6. Языковая и стилистическая норма.
7. Речь устная и письменная
8. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение и др.)
9. Разговорный стиль речи. Общая характеристика.
10. Лексико-фразеологические особенности разговорного стиля речи.
12. Словообразовательные и морфологические особенности разговорной речи.
13. Синтаксические особенности разговорного стиля речи.
14. Официально-деловой стиль речи. Общая характеристика.
11. Лексико-фразеологические особенности официального стиля речи.
15. Морфологические особенности официально-делового стиля
16. Синтаксические особенности официально-делового стиля речи.
17. Три подстиля официально-делового стиля.
18. Научный стиль речи. Общая характеристика
19. Лексико-фразеологические особенности научного стиля речи.
20. Морфологические особенности научного стиля
Все страницы

2. Функциональная стилистика как раздел стилистики. Предмет, задачи, основные понятия.

 

 

Одно из центральных направлений стилистики. Изучает функционирование языка в разных сферах и ситуациях общения, которые соответствуют разным видам человеческой деятельности (научная, обиходно-бытовая, деловая и т.д.). Особую важность имеют экстралингвистические факторы (цели общения, объекты/субъекты речи и т.д.) Основным понятием является понятие функционального стиля. Это исторически сложившаяся, социально осознанная разновидность литературного языка, характеризующаяся особым отбором и особой организацией языковых средств, обусловленная целями и задачами общения в данной сфере речевого общения.

Это явление историческое, так как каждый функциональный стиль формируется на определенном этапе развития литературного языка и связан с этим этапом развития. Это явление социальное, так как стиль начинает формироваться тогда, когда у социума появляется потребность в обслуживании языковыми средствами той или иной сферы деятельности.

Самый древний стиль — официально-деловой. В 17 веке формируется, так как возникает централизованное государство вокруг Москвы. В 18 веке формируется научный стиль в связи с Петровскими реформами. Развитие функциональных стилей связаны с изменениями социально-культурных условий жизни общества и использования им языка.

Функциональный стиль один из основных признаков литературного языка.

Литературный язык это не язык художественной литературы.

Литературный язык — это исторически сложившаяся разновидность общенародного языка, характеризующаяся богатым лексическим составом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей. Один из основных признаков литературного языка — его нормированность (наличие норм) и кодифицированность (описание норм в справочниках, словарях).

В русской лингвистике стиль обычно рассматривается как явление речевое, но существует иная точка зрения, согласно которой функциональный стиль явление языковое. Правомерно объединить обе позиции. Функциональный стиль – это реализация в живом речевом общении возможностей языка.

В языковом сознании говорящего существует представление о правилах созданий функционального стиля.

Каждый функциональный стиль не является монолитным. Можно говорить о ядре стиля и его периферии.

Функциональный стиль образуется под влиянием базовых экстралингвистических факторов, т.е. тех явлений внеязыковой действительности, под влиянием которых и происходит отбор и организация языковых средств; речь приобретает свои стилевые черты.

· Сфера общения

-бытовая

-административно-управленческая

-научная

-социально-политическая

-эстетическая (сфера искусства)

· Цель общения

-сообщение информации

-воздействие на читателя/слушателя

-и т.д.

· Типовая ситуация общения (официальная/неофициальная)

Вторичные факторы:

· Форма существования речи

-устная – характеризуется спонтанностью, необратимостью, непосредственно связана со временем произнесения, более психологична, выражает непосредственный ход мыслей, оперативна, обладает возможностью прямого воздействия на адресата, автоматизм речи, уменьшается возможность сознательного отбора языковых единиц, дает возможность передать информацию не только вербальными средствами. Главным образом представлена в бытовой сфере, но также реализуется в других сферах в виде публичной речи, в некоторых жанрах научной речи, в общественно-политической сфере – митинги, в некоторых сферах правового общения (судебная речь).

-письменная – характеризуется предварительной обдуманностью, подготовленностью, дает возможность постоянного обращения к тексту, совершенствования его, логичность, связность, композиционная оформленность.

· Характер субъекта и адресата речи

-индивидуальный – действует от самого себя, непосредственно связан с адресатом речи

-собирательный – представитель группы людей, взгляды которых он отражает и разделяет, характерен для общественно-политической сферы

-абстрагированный – субъект и адресат речи обезличиваются, характерен для официальной сферы общения

· Вид речи

-диалог – характеризуется сменой высказываний, реплик двух говорящих, характеризуется непосредственной связью высказывания с ситуацией, это находит отражение в синтаксическом строе: использование простых синтаксических конструкций

-монолог – речь, обращенная к самому себе или другим и не рассчитанная на реакцию другого лица, отличается достаточно большой протяженностью, композиционной организованностью и смысловой завершенностью, может осуществляться как в письменной, так и в устной форме

Четкую границу между монологом и диалогом трудно провести, так как диалогичность, т.е. выражение установки на адресата (одно из основных свойств речи, обусловленное социальной природой языка) существует не только в диалоге, но и в монологе в скрытом виде.

· Подготовленность или неподготовленность речи

· И т.д.

Классификация стилей

Функциональная дифференциация:

clip_image001

5 основных стилей, стиль = функциональная разновидность литературного языка. Это понятие было введено Шмелевым и принято после выхода его монографии.

Термин введен потому, что различия между некоторыми стилями столь существенны, что нецелесообразно объединять их одним стилем.

Функционально-стилевое расслоение речи не сводится только к 5 основным стилям, а представляет собой сложную картину, так как каждый стиль (особенно функциональный) подразделяется на подстиль и на более частные разновидности и т.д. при этом черты макростиля не утрачиваются, они проявляются в любом тексте.