Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по стилистике. Часть 1 - 12. Словообразовательные и морфологические особенности разговорной речи.

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по стилистике. Часть 1
2. Функциональная стилистика как раздел стилистики. Предмет, задачи, основные понятия.
3. Стилистика текста как ответвление функциональной стилистики. Предмет, задачи.
4. Понятие функционального стиля речи. Классификация функциональных стилей.
5. Речевая системность функционального стиля
6. Языковая и стилистическая норма.
7. Речь устная и письменная
8. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение и др.)
9. Разговорный стиль речи. Общая характеристика.
10. Лексико-фразеологические особенности разговорного стиля речи.
12. Словообразовательные и морфологические особенности разговорной речи.
13. Синтаксические особенности разговорного стиля речи.
14. Официально-деловой стиль речи. Общая характеристика.
11. Лексико-фразеологические особенности официального стиля речи.
15. Морфологические особенности официально-делового стиля
16. Синтаксические особенности официально-делового стиля речи.
17. Три подстиля официально-делового стиля.
18. Научный стиль речи. Общая характеристика
19. Лексико-фразеологические особенности научного стиля речи.
20. Морфологические особенности научного стиля
Все страницы

 

12. Словообразовательные и морфологические особенности разговорной речи.


Обслуживает обиходно-бытовую сферу носителей языка. Частное проявление – переписка.

Экстралингвистические факторы:

-неофициальность и непринужденность общения

-непосредственное участие говорящих в разговоре

-спонтанность речи, ее неподготовленность

Преобладание устной формы общения, в основном диалогической

-возможность передачи информации невербальными средствами

Лингвистические признаки:

-активность некнижных средств языка

-неполная структурная оформленность языковых единиц

-активность средств эмоционально-экспрессивно окрашенных, с субъективной оценкой

-широкое использование окказиональных средств

-активность личных форм и конструкций

Словообразовательные особенности:

  • суффиксы субъективной оценки (-к-, -оньк/еньк-)
  • суффиксы, которые придают слову экспрессивную окраску (специальные для частей речи)
    прилагательные - -ущ/ющ, -енн-, -аст- (толстущий, широченный, головастый)
    глаголы – приставочные образования:
    -однократный способ действия –ну- (щегольнуть, крутануть)
    -длительное ограниченное –ыва/ива- (сиживать, говаривать)
    -начинательный способ действия (закутить)
    характерно образование существительных ж.р. при литературно нейтральных формах м.р. (мэрша, адмиральша, профессорша) – придает стилистическую сниженность, выражают отрицательную эмоциональную экспрессию

Морфологические особенности:

  • Характерно наличие параллельных морфологических форм
    формы на –а И.П, мн.ч.
    формы П.П, ед.ч. на –у
  • Особенно сильной функционально-стилистической трансформации подвержены глаголы, это относится к употреблению форм времени глагола
    Настоящее время:
    -в значении актуального будущего (летом мы едем в Крым)
    -для обозначения действия в прошлом (подошла она ко мне вчера и говрит)
    Экспрессивный потенциал такой формы широко используется в художественной публицистической речи («настоящее историческое»), действие как бы проходит перед глазами собеседника или читателя
    -могут использоваться для обозначения волеизъявления (формы изъявительного наклонения в значении повелительного наклонения)
    Будущее время (форма будущего просто):
    -может обозначать действие синхронное с моментом речи (отвечу на ваш вопрос:.., начну с того, что..)
    -может обозначать действие, точнее отсутствие действия реального в настоящем и субъективно прогнозируемого говорящим в будущее (целый день не улыбнешься)
    Прошедшее время:
    -форма пр.вр. сов. Вида может использоваться в значении будущего просто (если ты мне не поможешь, я пропала)
    -форма пр. сов. Может использоваться для обозначения акцентированного намерения для готовности совершения действия (ну я, пожалуй пошел, так я взяла деньги?)
    -форма пр.сов. может использоваться для обозначения действия обычного неоднократного повторяющегося (а у них в семье всегда так: поругались, помирились)