Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по стилистике. Часть 2 - 32. Своеобразие языка художественной литературы.

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по стилистике. Часть 2
22. Синтаксические особенности научного стиля.
23. Особенности языка научно-популярной литературы.
24. Публицистический стиль речи. Общая характеристика.
25. Лексико-фразеологические особенности публицистического стиля.
26. Синтаксические особенности публицистического стиля.
27. Экспрессия и стандарт в языке газеты.
28. Информационные жанры газетной публицистики. Языковое и стилистическое своеобразие.
29. Аналитические жанры газетной публицистики. Языковое и стилистическое своеобразие.
30. Художественно-публицистические жанры. Языковое и стилистическое своеобразие.
31. Языково-стилистические изменения в современных СМИ.
32. Своеобразие языка художественной литературы.
33. Язык художественной литературы и функциональные стили речи.
34. Литературный язык и язык художественной литературы.
35. Слово-образ в художественном тексте.
36. Система средств художественного выражения.
37. Установка на выражение чужого слова (стилизация, пародия, сказ)
38. Основные содержательно-речевые планы художественного произведения
39. Понятие языка и стиля писателя.
40. Разговорная речь и язык художественной литературы.
Все страницы

32. Своеобразие языка художественной литературы.

 

До сих пор дискуссионным остается вопросы о стилевом статусе художественной речи. Некоторые выделяют художественный стиль речи, другие не выделяют художественную речь как функциональный стиль, говорят в  таком случае о разновидности литературного языка – художественная речь.

Специфика:

  • Многостильность художественной речи – возможно использование языковых средств, разных стилей в том числе и тех, которые составляют своеобразное «лицо стиля» - разговорные элементы, научного стиля, официально-делового стиля»; отбор обусловлен темой, стилем автора
  • Могут использоваться языковые средства, находящиеся за пределами литературного языка (жаргонизмы, арго, диалектизмы) вплоть до прямых нарушений литературной нормы (Белов, Астафьев)
  • Соотношение понятий языка художественной литературы и литературного языка, они не тождественны, но связаны. Язык художественной литературы и шире понятия литературного языка и уже этого понятия одновременно.
  • Все языковые средства выполняют особую функцию – эстетическую
  • Особая стилевая черта – художественно-образная речевая конкретизация
  • Конструктивный принцип – перевод слова-понятия в слово-образ (определяются несколькими факторами. Ему присуща широкая метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней, наблюдается использование синонимов всех типов, многозначности, разных стилевых пластов лексики. "Все средства, в том числе нейтральные, призваны служить здесь выражению системы образов, поэтической мысли художника".)
  • Отличается яркой эмоциональностью и эстетически направленной экспрессией (Эстетическая функция тесно взаимодействует с коммуникативной, и это взаимодействие приводит к тому, что в языке художественного произведения слово не только передает какое-то содержание, но и эмоционально воздействует на читателя: вызывая у него определенные мысли, представления)
  • Образная система, художественное познание, освоение, воссоздание мира действительности в форму образов
  • изобразительно выразительные языковые средства находятся в прямой зависимости прежде всего от функционально-смысловых типов речи описания, повествования, рассуждения: в художественном тексте изображение портретов героев и их рассуждения передаются разными лексическими и синтаксическими средствами
  • стилистические разновидности во многом объясняются и выделением в рамках стиля художественной литературы трех подстилей: прозаического, поэтического, драматургического.
  • употребительны все формы лица и все личные местоимения; последние указывают обычно на лицо или на конкретный предмет, а не на абстрактные понятия, как в научном стиле.

Образ – неязыковое явление, но материальной оболочкой является слово.

Наибольшей трансформации подвергается слово, его лексический состав.

Употребление языковых средств в художественной литературе в конечном итоге подчинено авторскому замыслу, содержанию произведения, созданию образа и воздействию через него на адресата. Писатели в своих произведениях исходят прежде всего из того, чтобы верно передать мысль, чувство, правдиво раскрыть духовный мир героя, реалистически воссоздать язык и образ. Авторскому замыслу, стремлению к художественной правде подчиняются не только нормативные факты языка, но и отклонения от общелитературных норм. Однако всякое отклонение от нормы должно быть оправдано целевой установкой автора, контекстом произведения, употребление того или иного языкового средства в художественной литературе должно быть эстетически мотивировано. Если языковые элементы, находящиеся за пределами литературного языка, выполняют определенную функциональную нагрузку, их употребление в словесной ткани художественного произведения вполне можно оправдать.