Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по литературе - Малые фольклорные жанры

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по литературе
Родильные обряды
Малые фольклорные жанры
Сказка
Повесть временных лет
Эволюция житийного жанра в древней русской литературе
Слово о полку Игореве
Жанр повести
Демократическая сатира 17 века и смеховой мир Древней Руси
Житие протоппа Аввакума
Творчество М.В. Ломоносова. Поэтика ломоносовской оды
Высокий литературный стиль Ломоносова
Гаврила Романович Державин
Анализ оды
Творчество Фонвизина
Проза и поэзия Карамзина
Анализ Бедной Лизы
Русский романтизм
Батюшков
Комедия А. С. Грибоедова Горе от ума
Период южной ссылки
Южные поэмы
Дубровский
Дубровский
Роман Евгений Онегин
Дубровский
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова
Творчество Гоголя
Творчество Гоголя
Роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Война и мир
Чехов - русский писатель и драматуг
Предметная детализация
Творчество Лескова
Леди Макбет Мценского уезда
Реализм
Символизм
Брюсов Валерий Яковлевич
Акмеизм
Поэзия
Разнообразие тематики и проблематики
Драма
Возвращенная литература
Русская литература периода ВОВ
Вторая половина 50-х годов
Литература русского зарубежья
Журнал
Роды литературы
Проблема жанра произведения. Жанровые структуры
Понятийная пара содержание/форма
Сюжет
Литературный герой
Анализ формы
Текст
Главная задача литературоведения
Методика преподавания литературы
Проблемы речевого развития
Все страницы

 

Малые фольклорные жанры

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Пословицы и поговорки, как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам. Определить, что такое пословицы и поговорки, русские фольклористы пытались еще в XIX веке. Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и поговорки как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.

Даль понимал пословицу как "суждение, приговор, поучение". К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения. Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека. В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления ("вещий сон не обманет"); особенности крепостной жизни ("вот тебе, бабушка, и юрьев день"); события вражеских нашествий и войн ("пусто, словно Мамай прошел"); храбрость, мужество и героизм народа ("смелость города берет", "волков бояться, так и в лес не ходить"). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд ("без дела только небо коптить", "труд кормит, а лень портит"), выражается чувство глубокого достоинства человека ("гол, да не вор", "денег ни гроша, да слава хороша", "беден, да честен"). В пословицах и поговорках применяются различные художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения ("чужая душа – что темный лес"), метафоры, олицетворения ("хмель шумит – ум молчит", "ставить палки в колеса"), антитезы, т. е. противопоставления ("корень учения горек, да плод его сладок"), гиперболы ("из кожи вон лезть", "в трех соснах заблудиться"). Встречается в пословицах и художественный прием – тавтология6 ("от добра добра не ищут", "слыхом не слыхано, видом не видано").По композиции пословицы делятся на одночленные, двучленные и многочленные. Большинство их – двучленные ("хвали рожь в стогу, а барина – в гробу"). Пословицы могут строиться на противопоставлении ("мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе"). В них, также как и в лирических песнях, используется прием параллелизма ("червь точит дерево, печаль крушит сердце").

Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова ("без труда не вынешь и рыбку из пруда"), отдельные части или вся пословица ("на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай"). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог ("из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать", "Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь"). Пословицы и поговорки – это образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни, народных представлениях и идеалах, моральных устоях. Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной поэзии в глубокой древности, бытуют в течение многих веков и играют бытовую и литературно- художественную роль, вливаясь в народную культуру. Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.

Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека. Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" – ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?"). Загадки могут строиться на диалогах: – Это черное? – Нет, красное. – А почему белое? – Потому, что зеленое (красная смородина). Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ ("без рук, без ног на стену лезет" – опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: "Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" – молотьба хлеба)5 . Предметы в диалогах изображаются иносказательно: ("Черный огарыш, куда поехал?" – "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" – разговор ухвата и помела). В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребенка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сфер. Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку. Заклички — один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны.