Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по литературе - Творчество Гоголя

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по литературе
Родильные обряды
Малые фольклорные жанры
Сказка
Повесть временных лет
Эволюция житийного жанра в древней русской литературе
Слово о полку Игореве
Жанр повести
Демократическая сатира 17 века и смеховой мир Древней Руси
Житие протоппа Аввакума
Творчество М.В. Ломоносова. Поэтика ломоносовской оды
Высокий литературный стиль Ломоносова
Гаврила Романович Державин
Анализ оды
Творчество Фонвизина
Проза и поэзия Карамзина
Анализ Бедной Лизы
Русский романтизм
Батюшков
Комедия А. С. Грибоедова Горе от ума
Период южной ссылки
Южные поэмы
Дубровский
Дубровский
Роман Евгений Онегин
Дубровский
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова
Творчество Гоголя
Творчество Гоголя
Роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Война и мир
Чехов - русский писатель и драматуг
Предметная детализация
Творчество Лескова
Леди Макбет Мценского уезда
Реализм
Символизм
Брюсов Валерий Яковлевич
Акмеизм
Поэзия
Разнообразие тематики и проблематики
Драма
Возвращенная литература
Русская литература периода ВОВ
Вторая половина 50-х годов
Литература русского зарубежья
Журнал
Роды литературы
Проблема жанра произведения. Жанровые структуры
Понятийная пара содержание/форма
Сюжет
Литературный герой
Анализ формы
Текст
Главная задача литературоведения
Методика преподавания литературы
Проблемы речевого развития
Все страницы

Творчество Гоголя

Творчество Н.В. Гоголя: эволюция художественного метода. «Мертвые души» - онтологическая проблематика, особенности жанра.

Гоголь Николай Васильевич (1809-52), русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (оба— 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе «Мертвые души» (1-й том — 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись 2-го тома «Мертвых душ». Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.

Зайцев выделяет три круга освоения Гоголя. Соответственно все творчество писателя разделилось на группы: 1) «Гоголь для юношества» (9, 132) («Тарас Бульба», «Страшная месть» и другие рассказы «Вечеров на хуторе близ Диканьки»); «Гоголь канонизированный и школьный, кончающийся первым томом Мертвых душ» (9, 134), 2) Гоголь молодости (статьи об искусстве, ранние письма) и 3) Гоголь зрелости (духовная проза).

Первый этап постижения – детство, время серьезного восприятия, когда «Гоголь юной душе предстоит не весь, но героическо-поэтической своей стороной» (9, 132). В дальнейшем происходит угасание интереса к Гоголю под воздействием сухого, казенного отношения, распространенного в учебных заведениях. Поэтому в студенческие годы наступает перерыв: «Гоголь прочитан, это “классик”, великий писатель… ну и Бог с ним» (9, 133).

Второй этап усвоения пришелся на конец 1900-х годов, когда в литературной критике изменилось отношение к Гоголю (главным образом, под воздействием символистов, перенесших внимание на его внутренний мир), а автор статьи сложился как писатель. Вехой в переоценке Гоголя стали события юбилейного 1909 года, связанные с открытием памятника (подробно описанные в предыдущем очерке). «Второе чтение» связано с «техническим» интересом Зайцева к «творческой лаборатории» писателя, но это полоса «только эстетического отношения к писателю» (9, 135), интереса к его стилю и миру образов. Теперь перечитывается уже известное, но Гоголь представляется «не реалистом, основателем романа русского, и не юмористом-сатириком, осмеявшим Россию Николая Первого, а скорее писателем фантастическим, населявшим действительность своими чудищами» (9, 135). Уже в этот период пробудился интерес к человеческому облику писателя, Зайцев обратился к письмам, но не дошел до самого, по его мнению, важного – зрелой поры Гоголя с ее религиозными поисками и открытиями в сфере духа.

Третье чтение пришлось на пору эмиграции, когда ощущение одиночества привело к «вечным спутникам». Зайцев передает свои впечатления от конкретных произведений Гоголя. Некоторые ранее любимые вещи разочаровали («Тарас Бульба»), другие – открылись заново («Ревизор», «Мертвые души»), но автор пришел к выводу, что художественные произведения не раскрывают всего Гоголя, поэтому обратился к его исповедальной публицистике («Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь», «Размышления о Божественной литургии»). Расширение круга произведений и глубокое их постижение (с учетом работ о Гоголе) дало возможность целостного осмысления творчества писателя.

В 1840-е годы тематика произведения Гоголя меняется. Автора больше не занимает сказочная Малороссия, чудесные хутора, таинственные перевоплощения. В центре произведений Гоголя обычные люди - мелкие чиновники, ничем не выдающиеся служащие, живущие мелкими заботами.