Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по литературе - Роды литературы

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по литературе
Родильные обряды
Малые фольклорные жанры
Сказка
Повесть временных лет
Эволюция житийного жанра в древней русской литературе
Слово о полку Игореве
Жанр повести
Демократическая сатира 17 века и смеховой мир Древней Руси
Житие протоппа Аввакума
Творчество М.В. Ломоносова. Поэтика ломоносовской оды
Высокий литературный стиль Ломоносова
Гаврила Романович Державин
Анализ оды
Творчество Фонвизина
Проза и поэзия Карамзина
Анализ Бедной Лизы
Русский романтизм
Батюшков
Комедия А. С. Грибоедова Горе от ума
Период южной ссылки
Южные поэмы
Дубровский
Дубровский
Роман Евгений Онегин
Дубровский
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова
Творчество Гоголя
Творчество Гоголя
Роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Война и мир
Чехов - русский писатель и драматуг
Предметная детализация
Творчество Лескова
Леди Макбет Мценского уезда
Реализм
Символизм
Брюсов Валерий Яковлевич
Акмеизм
Поэзия
Разнообразие тематики и проблематики
Драма
Возвращенная литература
Русская литература периода ВОВ
Вторая половина 50-х годов
Литература русского зарубежья
Журнал
Роды литературы
Проблема жанра произведения. Жанровые структуры
Понятийная пара содержание/форма
Сюжет
Литературный герой
Анализ формы
Текст
Главная задача литературоведения
Методика преподавания литературы
Проблемы речевого развития
Все страницы

 

Роды литературы

Роды? литерату?ры — это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.

Данное разделение возводят к "Поэтике" Аристотеля.

Произведения словесно-худ. хар-ра с давних времен принято объединять в 3больш.гр.:эпос,лирика,драма. В 20в. в связи с разв-м в лит-ре индив.,авторских методов не все м.уклад-ся в эту триаду.Уже Платон в трактате «Гос-во» рассуждал о поэзии,совести,что поэт в своем созд-и м.впрямую выступать от своего лица,не примешивая нечто др.,что это работает в дифирамбах,это важнейш.ср-во лирики.Поэт также м.строить пр-я как обмен речами героев,не применивая свои слова.Это св-во драмы.Поэт м. соед-ть свои слова со словами чужими,к-ые принадл-т героям.Это эпос.Этот смешанный,послед.род поэзии он т.ж.наз-т повест-м.Сходные суждения высказ-т в своей «Поэтике»Аристот.,ноделает упор на то,что это есть 3разл.сп-ба подраж-я дейст-ти.Такого рода взгляд,когда деление лит-ры на 3больш.гр.рассматривалось по типу взаимоотн-й носителя речи к худ.целому,сохранялось вплоть до 19в.,пока не стала разраб-ся эстетика ром-зма,к-я основывалась на ф-фских категориях.В част,Ф.Шеллинг в «Ф.иск-ва»ук-т,что в этом делении важен тип худ.сод-я:лирика-это бесконеч-ть и духюсвобода;эпос-чистая необх-ть;драма соед-т свободу и необх-ть.Его идеи разв-т Гегель,гов.,что лирика субъективна,эпос объективен,драма соед-т и то,и др.Эти идеи развив.Белинск.Получ-ся,что в эстетике ром-зма происходил разрыв м/у сод-м и формой пр-я,игнорир-лась поэтика,т.е.реч.деят-ть,присутствующая в лит-м пр-и.В 20в.с разв-м стр-й лингвистики на речев.организацию пр-я стали обращать больш.вним-е.Нем.ученый Бюлар гов.,что речев.акты им.3аспекта:1репрезентация-какое-то сообщение о предмете2экспрессию-какое-то выраж-е эмоций говорящего3апелляцию-обращ-е гов-го к кому-л.,что и стан-ся опред.д-м. По Бюлару,в родах лит-ры тот или иной аспект явл.доминир.В лирич.пр-и преоблад-т экспрессия,в драм.работает действенная сторона,а эпич.пр-я сочет-т 3начала.Деление лит-ры на роды не совпад-т с ее делением на прозу и поэзию как в обиходном представл-и о них.Каждая из этих групп м.вкл-ть в себя как стих,так и нестих.пр-я.

В 20в. все чаще склон-ся к т.зр.нем.писателя Новалиса,к-й еще в 19в.гов.,что чистое деление очень сложно,что эпос-это собственно то,где больше преоблад-т эпич.начало,драма-драм-ое и т.д.П-му когда в теор.лит-ры исп-ся термин лирич.,драм-ое,эпич-ое,речь идет не т/ко о родовых св-х,но и окакой-то опред.тональности лит-го пр-я.Н,с эпич.принято связывать некую многоплановость картины мира(драма Пушк «Борис Г».Р-ны Тург.достат.лиричны,р-н Дост. «Бр Кар»наз-т р-ном-трагедией,т.к.драм-зм связ-ся с напряжен-ю происходящего.)В любом случае д.сохран-ся баланс м/у сод-м и формой.

О родах поэзии пишет Платон в «Государстве»: поэт может впрямую говорить от своего лица (лирика), может быть обмен речами героев без слов поэта (драма), может свои слова соединять со словами действующих лиц (эпос). Сходно в «Поэтике» Аристотеля: как три способа подражания. С 19 века – не как словесно-художественные формы, а как умопостигаемые сущности, фиксируемых философскими категориями, то есть род = типу художественного содержания.

Шеллинг: лирика – бесконечный дух свободы, эпос – чистая необходимость, драма – синтез – борьбы свободы и необходимости.

Гегель (вслед за Жан Полем): эпос – объективен, лирика – субъективна, драма – 2 этих начала.

Белинский статья «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) в «Отечественных записках» – совпадает с гегелевской концепцией, но обращается не к Гомеру, а к современной ему литературе (Пушкин, Гоголь и др.). В начале – схема Гегеля, в конце - смешения, нарушение схемы. (Но Гегель не очень высоко ценил лирику, так как ему было важнее объективное, разумное, субстанциональное, для Белинского поэзия – высший род искусства – ей подвластно всё). Поэзия осуществляет смысл идеи, все внутренне глубоко уходит во внешнее.

1. Эпическая поэзия – определенная замкнутая реальность, не видно поэта, мир пластически определен и развивается сам собой, поэт – только повествователь.

2. Лирическая поэзия – проникновение во внутреннюю сферу, царство субъективности, мир в себе, не выходящий наружу.

3. Драматическая поэзия – 1+2, внутреннее идеальное субъективное ? внешнее реальное объективное.

20 век – синтез литературных родов: РОМАН! Лиро-эпические поэмы, пьесы с эпическими элементами, лирическая драма («Балаганчик» Блока).