Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по литературе - Сюжет

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по литературе
Родильные обряды
Малые фольклорные жанры
Сказка
Повесть временных лет
Эволюция житийного жанра в древней русской литературе
Слово о полку Игореве
Жанр повести
Демократическая сатира 17 века и смеховой мир Древней Руси
Житие протоппа Аввакума
Творчество М.В. Ломоносова. Поэтика ломоносовской оды
Высокий литературный стиль Ломоносова
Гаврила Романович Державин
Анализ оды
Творчество Фонвизина
Проза и поэзия Карамзина
Анализ Бедной Лизы
Русский романтизм
Батюшков
Комедия А. С. Грибоедова Горе от ума
Период южной ссылки
Южные поэмы
Дубровский
Дубровский
Роман Евгений Онегин
Дубровский
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова
Творчество Гоголя
Творчество Гоголя
Роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Война и мир
Чехов - русский писатель и драматуг
Предметная детализация
Творчество Лескова
Леди Макбет Мценского уезда
Реализм
Символизм
Брюсов Валерий Яковлевич
Акмеизм
Поэзия
Разнообразие тематики и проблематики
Драма
Возвращенная литература
Русская литература периода ВОВ
Вторая половина 50-х годов
Литература русского зарубежья
Журнал
Роды литературы
Проблема жанра произведения. Жанровые структуры
Понятийная пара содержание/форма
Сюжет
Литературный герой
Анализ формы
Текст
Главная задача литературоведения
Методика преподавания литературы
Проблемы речевого развития
Все страницы

 

Сюжет

Словом «сюжет» обозначается цепь событий, воссозданная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Изображаемые писателями события составляют основу предметного мира произведения. Сюжет является организующим началом жанров драматических, эпических и лиро-эпических. События, составляющие сюжет, по-разному соотносятся с фактами реальности, предшествующей появлению произведения. Компоненты сюжета: мотив,( связанные мотивы, свободные мотивы, повторяющиеся или леймотивы), экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В эпич и лирич этикомпоненты могут располагаться в любой последоват-ти, а в драматич - они следуют строго по очереди.

При всем многообразии сюжетов, их разновидности можно отнести к 2-м осн типам: хроникальный, т.е.события следуют одно за другим; и концентрические, т.е. события связаны не хронотопной связью, а причинно-следственной ассоциативной, т.е. всякое предыдущ.событие явл причиной последующего.Фабула - совокуп событий в их взаимной внутренней связи. Фабулы в различных произведениях могут быть весьма схожими между собой, сюжет же всегда неповторимо индивидуален.Сюжет всегда оказываетя богаче фабулы,потому что фабула представляет только фактическую информацию, а сюжет реализует подтекстную. Фабула заостряет внимание только на внешних событиях жизни героя. Сюжет помимо внешних событий включает в себя психологическое состояние героя, его мысли, подсознательные импульсы, т.е. любые мельчайшие изменения в самом герое и окруж обстановке.

Компоненты сюжета можно считать худ событиями или мотивом.Конфликт - это противоречие интересов. Сущ внешние конфликты, кот.основываются на противоречии интересов между отд личностью и др человеком или обществом (любовный конфликт, семейно-бытовой, социально-общественный, философский).Другая разновдность - внутренние конфликты, т.е. противоречие интересов в рамках одного человеческого сознания. (противоречие интересов между душой и разумом, между врожденными приобретенными св-ми чел-ка, между сознат и бессознат пр-ем в человеке. Частный конфликт - противореч, возникающее и разращающ в отдельном эпизоде произв-я.

Сюжет и его функции. Сюжет и конфликт. Сюжет(от фр.цепь)-цепь событий в жизни лит.персонажей,в прост-но-времен. измен-ях их лит.жизни, вразл.изи-ях и обстоятел-х. Так воз-т событийный ряд пр-ия, к-ый им.непосредствен.отн-ие к сформирован. в нем образной стр-ре. Сюжет-организующее начало драм,эпич,лиро-эпич.жанров. Менее значим в лирич.жанре,но в лирике м.присут-сть т.н. сюжетные стих-ия, что хар-но для тв-ва Некр, и Гумилева. Значит. вклад в эту отрасль лит/вед-ия внесли работы таких уч-х как Веселовский «П-ка сюжетов», О.Фрейденберга «П-ка сюжетов и жанров», рус.формальная школа, к-рая строго стала разгран-ть фабулу и сюжет. «Совок-сть соб-ий в их взаимной внутр.связи назовем фабулой,худ-но построенное распределение событий в пр-ии б.именовать сюжетом»(Б.Томашевский) Позже Шкловский гов-т это проще: «Фабула-то,что рассказано,сюжет-то,как рассказано» Также Шкловский вводит понятие бродячий сюжет:события,составляющие сюжет на протяж-ии многих веков,к-рые брались авторами из мифологич.пр-ний,из предшеств.лет и т.о. видоизменялись,модифиц-сь. Фр.уч-ый Лиотар подсчитал,что сущ-т 36 сюжетов. Заимствование сюж-в многие века сч-сь нормальным.Это активно использ-ли в тв-ве пис-ли классиц-ты, Гете рекоменд-л пис-ям браться за уже обработанные ранее сюжеты. Шекспир многие с-ты брал из мифологии. В 19в.с разв-м критич.реализма полож-ие измен-ся.

Возникает прототипичность сюжетн. положений. Н-р, р-ны Дост. с его вним-м к реальн.событиям действит-сти. События,к-рые составляют сюжет м. соотн-ся м/у собой по-разн.,и в античн,и в возрожденной ее эстетики-клас-ма-отдавалось предпочтение цельному событийному д-ю.Т. рода сюжеты наз-ся концентрич. или центростремительными. Это восходит к поэзии Арист.,к его рассужд-ию о траг-ии. Также выделяют хроникальные с-ты(гомеровская «Одиссея»), т.е.м/у событ-ми нет четкой прич-следствен.связи,они соотнесены м/у собой только во времени д-ия.На ур-не событийного ряда их наз-т многолинейными: автора интерес-т как можно более широкая,разветвлен. картина действ-ти( «Анна Кар»Толстого) В составе лит.пр-ия сюжет выпол-т важн.ф-ции:1)сюж-ное движ-е опр-т стр-ру,каркас пр-ия,т.е.придает целность.2) сюж-ное движ-е дает авт. возм-сть полнее и ярче представить образ своего героя.Он проявл-ся обычно в поступках и д-ях.п-му принят т-н остросюжетное пр-ие, в центре к-го герой-действователь.соверш.к-то неординарн.поступки. Хар-но для авантюрн.,плутовск.р-ов.3) сюжет дает авт.возм-сть обнажить к-то важн.жизн.противоречия и создать напряжен-сть пов-ия, поддерживая чит.интерес.

Выделяют 2 рода сюжетных конфликтов:

1)к.,в к-х присутствуют противоречия локальные и преходящие.

2)в основании сюжета конфликты устойчивые, их наз-т вечные. В лит-ре наиб.полно представлены сюж.1-го типа,т.е.происходит соб-ие д-ие к-го убыстр-ся, присут-т его пик и обязательно это д.разреш-ся.Здесь велика роль придуманной автором случайности. Уже в нач. 20в. Гегель в «Эстетике» указ-т,что в ц. любого словесно-худ.пр-ия д.б.размещена к-то коллизия. В.Пропп в работах «Историч.корни волш.сказки», «Морфология сказки» предлагает т-н ф-ция действующ.лица и выстраивает 3 важн. эл-та разв-я соб-ий:1)они связаны с иной изначальн.недостачей,присутсв. в жизни героя и к-то намерен.эту недостатачу воспол-ть. .Как прав,важн.мотвами выст-т бог-во,прекр.невеста( «МиМ» Булг) 2)возн-т практич. всегда некое противовоборство героя. Пропп предл-т т-н «протогонист» и антигероя- «антогониста»,к-рый мешате герою восполнить недостачу.3)герой в итоге эту недостачу воспол-т и возн-т фабульн.завершенность.Счастлив.развязка в сказек обяз-на. Это необх.комп-т «гармонизирующей» ж. центр.действ.лиц,к-ый в лит-ре нов.времени имен-ся как беллетристич.начало. В трад-х сюжетах не всегда обяз-на победа добра. В «Макбете» Шексп. наказ-ся зло,но и это соотв-т самым древним ч-ким представлениям о норм.мироустр-ве. Также м. выделить такую существен.роль подобного рода сюжетов, как их занимательное начало,п/у не случ-но всегда будут интересны пр-ия Дюма и Ж.Верна. В нов.время в слов-худ. иск-ве стала использ-ся 2я сюж.модель. Она не связана с выявл-м локальных,случайно возникающих конфл-в,а им.отн-ие к конф-м устойчивым,к-рые пердставл-ся невозможными для разрешения в рамках единичн.жизн.ситуации.Эти конфл-ты принято наз-ть субстанциональными. Они не им.четких завязок и развязок,постоянно прис-ют в ж-ни героев,явл-ся своего рода фоном всего событийного ряда. Н-р,драм-ия Чехова, определяющую как драматургию настроения. В 20в. для рав-ия чех.идеи в лрам-ии много делает Б.Шоу. Придум-т драму-оперу и в ст.указ-т, что конфликтн-пьесы устарели,что надо опир-ся не на внешн. д-ие,а на дискуссии,возник.м/у персонажами,обращен.в зрит.зал.По его мн.,без предмета спора нет настдрам-ии. Также токого рода сюж.модель присут-т в «Бож.комедии» Данте речь идет о герое,к-ый не просто сущ-т в своем грех.сост-ии и пыт-ся из него выйти. Дост.ипольз-л словосоч-е «последние вопросы»,говоря о неразрешимых вечных конфликтах. Ссыл-ся на «Дон Кихота» Сервантеса,ука-я,как совершен-но замечат-но благ.герою противостоит сила вещей жизни,что это никак не м.б.разрешимо. Эти 2 модели сюжетов в нов.время разв-ся парал-но,могут сотрудн-ть м/у собой,сосущ-ть в т.или ином процессе. С т.зр.взаимод-ия с чит-лем исп-ся терминология М.Бахтина:1 наз-т-монологической,2-диалогической. У них есть общее:обе модели нужд-ся в оформлении ч/з образн.стр-ру. Д.б. определны персонажи,к-ые действ-т,нах-ся в к-то отношениях с людьми и окруж.миром,облад-т созн-м и подсозн-м.Если этого нет,возн-т бессюжетн.проза,что близко к л-ре потока созн-ия и нов.фр.р-ну.

.Понятие М.разраб.еще акад.Веселовский «Поэтика сюжетов»,где ук-л,чт М.-это простейш.,неделимый сегмент пр-я,т.е.какая-то мелкая ед-ца повест-я.Гов.,что М.исторически стабильны,т.к.заимств.из мир.лит-ры и УНТ(красавица и чудов.,похищ-е невесты,найденное сокровище). Позднее Шкловский такого рода М.,путешеств.во вр.,наз-т бродячими мотивами.Б.Гаспаров «Наблюд-е над мотив.стр-й «М.и Марг.» предлаг-т еще формулировку.Для него это любое акцентированное яркое пятно в пр-и. При этом М.им.св-во в силу своей семант.насыщен-ти все вр.обог-ся,варьир-ся. По Бахтину важнейш.М.всей миров.лит-ры-М.встречи и разлуки.М.-это устойч.семантич.ед-ца,к-ай хар-ся ,м.сказать,искл-й ст-ю семиотич-ти(опред-е Путилова). Часто как пример приводится р-з Бунина «Легкое дых-е»,где с одн.стор.речев.ед-цей, вынесенной в заглавие,опред-ся М.вечной загадки женск.красоты и обаяния,а ,с др,неоднокр.упомин-ся ХОЛОД,в т.ч. и в финале,что связано с М. СМЕРТИ. В «В. и мире» у Т.часто раб-т М. умилен-ти,покорности.Он получ-т свое разв-е в осн. в отн-х Пьера и Нат. 1 из центр.М. «Маст. и Мар.»-света,к-ый традиц-но связ-ся с М. вины,мучений,совести. Для лирич.поэзии хар-ны собственно-словесн.М. В част,в цикле Блока «Кармен» исп-ся сл. измена.В предст-х Блока даже зрительно чит-ль д.отсылаться к важнейшему для автора.