Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на вопросы экзаменов и зачетов по зарубежной литературе - Древнегреческий эпос в развитии мировой литературы

Печать
Индекс материала
Ответы на вопросы экзаменов и зачетов по зарубежной литературе
Древнегреческий эпос в развитии мировой литературы
Шарль Перро
Александр Дюма
Жюль Верн
Антуан де Сент-Экзюпери
Древнейшая поэзия германских племен
Творчество братьев Гримм
Жизненный и творческий путь Э. Т. А. Гофмана
Вильгельм Гауф
Карло Гоцци
Карло Коллоди
Джанни Родари
Характеристика английской детской литературы
Даниель Дефо
Джонатан Свифт
Вальтер Скотт
Чарльз Диккенс
Остров сокровищ
Льюис Кэрролл
Маугли. Киплинг
Творчество А. Милна
Джон Рональд Руэл Толкиен
Джон Рональд Руэл Толкиен
Герберт Уэльс
Ганс Христиан Андерсен
Сельма Оттилия Ловиса Лагерлёф
Астрид Линдгред
Фольклорная основа американской литературы
Реалистическая проза 19 века. Книги о детстве в творчестве М. Твена
Американская детская литература xx века
Книги о природе в творчестве канадских писателей
Польская детская литература
Януш Корчак
Творчество Юлиана Тувима
Славянская детская литература
Якуб Колас
Все страницы

 

Древнегреческий эпос в развитии мировой литературы. Художественный мир и поэтика «Иллиады» и «Одиссеи».

Рели?гия и мифоло?гия Дре?вней Гре?ции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются: «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Илиа?да — эпическая поэма в 15 700 гекзаметров (в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров), приписываемая Гомеру, древнейший из сохранившихся памятников греческой литературы. Основой для неё послужили многочисленные сказания Древней Греции о подвигах древних героев. Илиада охватывает незначительный промежуток времени, эпизод из истории осады Трои.

Поэтическая техника Илиады. Поэтическая техника Илиады представляет собою сочетание примитивной беспомощности с развитым и даже замысловатым искусством повествования и огромным богатством средств выражения. Быстрый темп рассказа варьирует с медленным «эпическим раздольем», повествование — с искусно скомпонованными речами и диалогами. Речь богато расцвечена эпитетами, метафорами и «гомеровскими» сравнениями, из которых многие являются традиционными и восходят к глубокой древности.

«Одиссе?я»— вторая (после Илиады) классическая поэма, приписываемая древнегреческому поэту Гомеру. Создана в VIII в. до н. э. Рассказывает о приключениях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны, а также о приключениях его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке.

Как и другое знаменитое произведение Гомера, «Илиада», «Одиссея» изобилует сказочными элементами, которых здесь даже больше (встречи с циклопом Полифемом, волшебницей Цирцеей, богом Эолом и т. п.). Большинство приключений в поэме описывает сам Одиссей во время пира у царя Алкиноя.

Несмотря на то, что сама одиссея (т.е. странствия) главного героя заняли 10 лет, все события в «Одиссее» происходят в течение 40 суток. Причем главными событиями наполнено всего 9 дней. Временные рамки произведения расширяются за счет многочисленных вставных новелл.

В поэме использованы широко распространенные фольклорные сюжеты:

сюжет о муже, который после долгих странствий возвращается на родину неузнанным и попадает на свадьбу жены. Его опознают троекратным признакам (шрам, лук, конструкция кровати).

сюжет о сыне, отправляющемся на поиски отца.

Почти все эпизоды странствий Одиссея имеют многочисленные сказочные параллели. Их сопоставление с родственными сказками показывает, что в поэме сказочный материал подвергся значительной переработке в рационалистическом направлении. Многие сказочные моменты сохранены лишь в рудиментарном виде. Сказка получает тенденцию превратиться в бытовую новеллу. Многие моменты, принадлежавшие в прежних вариантах развития сюжета к сверхъестественному миру, получают реалистически-описательную трактовку.

Форма рассказа от первого лица, которая используется для повествований о странствиях Одиссея — традиционна для этом жанра (ср. фольклор мореплавателей) и известна из египетской литературы начала 2-го тысячелетия (рассказ «потерпевшего кораблекрушение»). В рассказах, вложенных в уста Одиссея («апологах»), могли отложиться географические наблюдения ионийских мореплавателей. Но многочисленные попытки географической локализации странствий Одиссея не привели к однозначным и удовлетворительным результатам.

Одиссей как персонаж и приписываемые ему странствия могли быть придуманы не одновременно: многое в «Одиссее» может являться заимствованием из сказаний о других героях, например из цикла аргонавтов, на популярность которого указывается в самой «Одиссее». Во всяком случае, в тексте поэмы остались несглаженными многочисленные следы предшествующих разработок сюжета.