Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на вопросы экзаменов и зачетов по зарубежной литературе - Януш Корчак

Печать
Индекс материала
Ответы на вопросы экзаменов и зачетов по зарубежной литературе
Древнегреческий эпос в развитии мировой литературы
Шарль Перро
Александр Дюма
Жюль Верн
Антуан де Сент-Экзюпери
Древнейшая поэзия германских племен
Творчество братьев Гримм
Жизненный и творческий путь Э. Т. А. Гофмана
Вильгельм Гауф
Карло Гоцци
Карло Коллоди
Джанни Родари
Характеристика английской детской литературы
Даниель Дефо
Джонатан Свифт
Вальтер Скотт
Чарльз Диккенс
Остров сокровищ
Льюис Кэрролл
Маугли. Киплинг
Творчество А. Милна
Джон Рональд Руэл Толкиен
Джон Рональд Руэл Толкиен
Герберт Уэльс
Ганс Христиан Андерсен
Сельма Оттилия Ловиса Лагерлёф
Астрид Линдгред
Фольклорная основа американской литературы
Реалистическая проза 19 века. Книги о детстве в творчестве М. Твена
Американская детская литература xx века
Книги о природе в творчестве канадских писателей
Польская детская литература
Януш Корчак
Творчество Юлиана Тувима
Славянская детская литература
Якуб Колас
Все страницы

ЯНУШ КОРЧАК (1878—1942)

Самым выдающимся писателем этого времени в Польше был, безусловно, Януш Корчак-(Генркк Гольдшмидт).Свой псевдоним он заимствовал из книги И. Крашевского «История о Януше Корчаке и прекрасной Мечникувне», так как образ героя был для Корчака девизом верности и благородства по отношению к своей родине. Книги,  для  детей,   которые  написал   Я. Корчак,  обнаруживают, прежде всего,  глубокий  интерес к ребенку,  знание детской психологии.

Януш Корчак — писатель, врач, педагог, но прежде всего человек-гражданин, отдавший всю свою жизнь детям. Он родился семье варшавского адвоката, окончил медицинский факультет ниверситета,   работал   педиатром.  Литературная деятельность Корчака началась в 1898 году, когда он опубликовал драму «Каким путем».

Будучи  врачом по профессии, Корчак по своему призванию был педагогом и много сил отдал работе в благотворительных обществах Варшавы. Он организовал приют для детей польской бедноты («Наш дом») и детский дом для детей бедных евреев, директором которого был с 1911 года и до конца жизни. В 30-х годax Корчак совмещал с воспитательной работой большую педагогическую деятельность в Институте специальной педагогики - редактировал журнал для детей «Малое обозрение». В 1935— 936 годах выступал по радио с передачами под названием «Беседы старого доктора». Во время оккупации Польши в 1942 го писатель погиб в газовых камерах фашистского концлагеря Треблинка вместе с 200 своими воспитанниками.

Педагогические   воззрения   Я. Корчака   были   прогрессивны. Его педагогическая  система   была   построена   на   всестороннем знании и  изучении  психологии  ребенка,  на уважении  ребенка как личности   с   большим   и   сложным   внутренним   миром.   Об этом Корчак писал в работах «Дитя улицы», «Правда жизни», «Как любить детей».

Педагогические  взгляды Корчака нашли отражение в художественных произведениях для детей, которые в большинстве случаев носят автобиографический характер. Первые книги напитаны в виде коротких   лирических   очерков,   основанных   на наблюдениях и впечатлениях, полученных во время работы воспитателем в оздоровительных лагерях для детей польской и     еврейской     бедноты    еще    до    первой     мировой     войны.

Этот  автобиографический цикл продолжает повесть  «Когда я снова стану маленьким» (1925). Януш Корчак применил здесь особый прием: мужчина как будто возвращается в мир детства. Герой, имеющий опыт взрослого человека, совершенно по-новому освещает взаимоотношения поколений. Эта книга помогает ребенку понять мир взрослого, а взрослому раскрывает душевный мир подростка. Книга Корчака воспитывает в детях чувство гуманности,    умение    быть    и    всегда    оставаться    Человеком.

Постоянно развивая свою мысль  о том, что жизнь  прекрасна, Корчак показывает, почему она прекрасна.

Глубокий  интерес к общественной и политической жизни современной ему Польши, сознание необходимости воспитывать детей сознательными гражданами вызвали к жизни замечательную книгу — сказку-повесть (в двух частях) «Король Матиуш Первый» и «Король Матиуш на необитаемом острове» (1923). Матиуш еще ребенком был мечтателем и уже тогда вкушал тревогу. Став королем, он захотел быть реформатором, хотел создать такое общество, в котором все будут равны. Эта история кончается грустно: Матиуша предают его приближенные, он попадает в плен к врагам и осужден на изгнание. Бежав с необитаемого острова, Матиуш скитается инкогнито по стране. Он становится рабочим на фабрике. Хотя его любят подданные, он уже не думает возвращаться в королевский дворец — ведь реформами ничего не достигнешь! Этот подтекст звучит очень явственно. Трагедия героя в том, что он гибнет от руки Фелека, единственного своего друга. Смерть Матиуша потрясает Фелека. Мы верим — он станет Человеком.

Подготовка  ребенка к восприятию жизненных  реалий — одна из ведущих идей в книге Корчака.

Творчество  Януша Корчака было известно в дореволюционной России.

Современные писатели для детей И, Неверли, Э. Низюрский и другие развивают в своем творчестве лучшие традиции Януша Корчака.